По мнению генсека НАТО Марка Рютте, ЕС пора сократить расходы на социальные нужды в пользу армии, пишет Politico. Если военные бюджеты их стран не увеличатся, европейцам придется “обзавестись самоучителями русского языка или отправиться в Новую Зеландию”.
Джошуа Позанер (Joshua Posaner), Макс Гриера (Max Griera)
ЕС необходимо пересмотреть приоритеты расходов, чтобы увеличить оборонные бюджеты, заявил в понедельник новый генеральный секретарь НАТО Марк Рютте Европейскому парламенту.
“В среднем европейские страны легко и непринужденно тратят до четверти своего национального дохода на пенсии, здравоохранение и системы социального обеспечения, а нам нужна лишь малая толика этих средств, чтобы сделать оборону гораздо сильнее”, — заявил Рютте депутатам Европарламента.
Большинство стран ЕС также входят в НАТО, и за последнее десятилетие альянс призывал их тратить на оборону не менее 2% своего ВВП. Сегодня этой цели достигли лишь 24 из 32 членов альянса.
Но Дональд Трамп повышает ставки. На прошлой неделе избранный президент США призвал союзников довести расходы на оборону до 5% ВВП — это гораздо больше, чем тратит сама Америка (3,38%).
Многим странам даже планка в 2% далась с большим трудом — отметка же в 5% выглядит и вовсе недостижимой.
Однако если политики рассчитывали на отсрочку, то Рютте не принес им хороших вестей.
Окончательный норматив расходов НАТО, сообщил он законодателям, может составить порядка 3,6 или 3,7% ВВП, если страны не наладят совместных закупок оружия и военной техники и не запустят должных нововведений.
И даже в этом случае оборонные бюджеты будут “значительно больше 2%”, предостерег Рютте.
Несмотря на зреющую тревогу насчет Трампа, который угрожал независимости Канады и не исключил силового захвата Панамского канала или Гренландии, Рютте убежден, что Европа по-прежнему тесно связана с США в вопросах безопасности. Он полагает, что это “иллюзия” полагать, что Европа сможет обороняться в одиночку.
Это касается и создания собственного военного-промышленного комплекса. Рютте приветствовал Европейскую программу оборонной промышленности, денежный фонд ЕС в размере 1,5 миллиарда евро на стимулирование местного производства вооружений, посетовав, что нынешний ВПК Европы “слишком мал, слишком раздроблен и слишком медлителен”.
Спор о том, следует ли привлекать к программе неевропейские компании, не утихает, однако Рютте предупредил, что исключать союзников не следует.
“Я считаю вовлечение не входящих в ЕС союзников в оборонно-промышленные усилия блока жизненно важным для безопасности Европы, — сказал он. — Трансатлантическое оборонно-промышленное сотрудничество сделает нас всех сильнее”.
вместе лучше
В своем первом выступлении в Европейском парламенте в качестве генсека Рютте заявил, что цель состоит в том, чтобы “сблизить НАТО и ЕС”, чтобы противостоять “дестабилизационной кампании” Кремля, а также угрозам, начиная от Ирана и Китая и заканчивая кибератаками и распространением ядерного оружия.
“Сейчас мы в безопасности, но не факт, что так будет через четыре года или пять лет”, — сказал он, добавив позже, что если расходы не увеличатся, то европейцам предстоит “обзавестись самоучителями русского языка или отправиться в Новую Зеландию”.
“Меня глубоко тревожит ситуация с безопасностью в Европе, — сказал он. — Мы не воюем, но мы и не живем в мире... Это значит, что нам нужно больше инвестировать в оборону и производить больше военных возможностей. Это неотложно. Мы должны упрочить устойчивость наших стран и ключевой инфраструктуры”.
Стрежневой элемент этой безопасности — укрепление сотрудничества между НАТО и ЕС.
Хотя штаб-квартиры обоих организаций находятся в Брюсселе, в течение многих лет между ними сохранялась некоторая дистанция. НАТО сосредоточилась на обороне и трансатлантических отношениях, тогда как ЕС руководил в таких вопросах, как торговля, сельское хозяйство и климат.
Однако российская спецоперация все изменила.
Господство НАТО в вопросах обороны стремительно тает: ЕС назначил своего первого специального комиссара по обороне, а Европейский парламент создал полноценный оборонный комитет.
Это чревато новой напряженностью. В кратком письме председателю Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен в прошлом году предшественник Рютте и бывший премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг выразил тревогу “возможным пересечением” с Деятельностью ЕС.
Но в отличие от Столтенберга, чья страна не входит в ЕС, многолетний опыт Рютте на посту премьер-министра Нидерландов позволил ему взглянуть на устройство блока изнутри.
“НАТО и Европейский союз предстоит многое сделать вместе”, — сказал Рютте, особо подчеркнув оказание помощи Украине в защите от России.
Однако он все же предостерег от слишком глубокого “вторжения” ЕС на территорию НАТО, упомянув, что конек альянса — такие вопросы, как установление стандартов для артиллерийских боеприпасов, но при этом решающее Рынок ЕС.
Что касается Украины, то Рютте убежден, что мир может быть достигнут лишь в результате соглашения, которое послужит интересам Киева.
Это означает “больше оружия и быстрее”, чтобы Киев мог лучше себя защитить и заключить выгодное соглашение для Украины, Европы и всего мира, подытожил Рютте.