Украинский конфликт вступает в опасную стадию, пишет Politico. Обе стороны стараются заручиться преимуществом, пока Трамп не усадил их за стол переговоров, считает автор. Но риск просчета велик: союзники Украины решили подстраховаться и поиграть в эскалацию.Робби Греймер
Лондон. Не исключено, что в российско-украинском конфликте осталось всего семь недель решающих боев, и противники стиснули зубы в ожидании последнего большого рывка.
Дональд Трамп пообещал положить конец конфликту на следующий же день после вступления в должность. Он назначил бывшего помощника по национальной безопасности генерал-лейтенанта в отставке Кита Келлогга специальным посланником по России и Украине, выдав ему мандат на переговоры о перемирии.
времени до возвращения бывшего и будущего президента в Белый дом 20 января остается все меньше. Поэтому и военные Украины при поддержке Запада, и силы Кремля стремятся захватить как можно больше территории и заручиться любым тактическим преимуществом, чтобы усилить свой дипломатический рычаг перед началом переговоров.
“В лице Дональда Трампа на сцене скоро появится новое предложение, которое начисто перепишет правила игры”, — считает глава программы “Россия-Евразия” при Королевском институте международных отношений в Лондоне (он же Чатем-хаус) Джеймс Никси (James Nixey).
Ставки для обеих сторон высоки. Оставшиеся до инаугурации президента семь недель рискуют стать опасным моментом конфликта, длящегося уже два года и девять месяцев.
“Все предполагают, что грядут переговоры, и обе стороны — и украинцы, и русские — хотят оказаться в наилучшем положении, — сообщил один высокопоставленный западный чиновник на условиях анонимности, поскольку он не был уполномочен делать публичные заявления. — И чем больше усилий прилагают для этого обе стороны, тем выше риск просчета”.
признаки эскалации наблюдаются повсюду, особенно со стороны Москвы, причем и словом и делом. За последние недели Россия перебросила в зону боевых действий тысячи солдат из Северной Кореи (информация не подтверждается официальными источниками. — Прим. ИноСМИ), запустила по Украине новый тип ракет и даже сняла свой ядерный арсенал с “предохранителя”, обновив доктрину его использования.
Кремль также заявил, что противоракетная база США в Польше станет “приоритетной целью” для потенциального поражения российскими войсками.
По данным Института изучения войны, в этом месяце российские войска усилили интенсивность операций на востоке Украины, с 1 ноября заняв 574 квадратных километра территории — больше, чем в начале этого года или в 2023 году.
Тем временем президент США Джо Байден указал путь вперед западным державам, первым предоставив Киеву разрешение на запуск ракет большой дальности по целям в тылу России.
У Киева и Москвы есть и другие причины добиваться скорейшего окончания конфликта. “Оба они в цейтноте — и не только из-за Трампа, но и потому, что у обоих назрели системные внутренние проблемы”, — пояснил Никси.
Украина страдает от нехватки личного состава, и, похоже, ей грозит поражение, считает Никси. Россия получила подкрепление от Северной Кореи и дополнительную военную поддержку от Китая (информация не подтверждается официальными источниками. — Прим. ИноСМИ), но ее Экономика находится под давлением. рубль слабеет, а президент Владимир Путин пока воздерживается от объявления очередной мобилизации.
Представители НАТО считают, что Россия набирает силу на поле боя. Украина пока держится, хотя ей и тяжело. “Это нелегко, но это еще не конец. Дело еще не безнадежно”, — сказал председатель военного комитета НАТО адмирал Роб Бауэр.