В отличие от подземного Севастополя, который по большей части принадлежал Черноморскому флоту бывшего СССР и был рассекречен после начала процедуры “флотораздела”, подземный Симферополь остался темой, закрытой для массового обсуждения.
В самом деле, инфраструктура Министерства чрезвычайных ситуаций (бывш. гражданская оборона), 32 корпуса и предприятия ВПК, которым в основном и принадлежали симферопольские подземные сооружения, между двумя государствами не делилась. Поэтому феномена “Бункера” (бывшее флотское убежище, ставшее местом тусовок хиппи) в центре автономии не могло возникнуть в принципе.
Отсутствие официальной информации неизбежно порождает легенды и слухи, тем более что основания для их возникновения имеются. Любому, кто ходит по улицам и дворам “города пользы”, бросается в глаза обилие характерных “грибочков” вентиляционных шахт, “растущих” на тротуарах, газонах и даже в местах, порою совершенно неожиданных.
Вход в бывшее областное убежище на ул. Воровского (напротив Главного управления МЧС в АРК), даже защищенный от чужих глаз массивным железобетонным забором, впечатляет.
Разумеется, это далеко не единственный такой объект в городе. Автору однажды довелось побывать в подземном комплексе универмага “Центральный” (на проспекте Кирова): он поражает своими размерами.
“То, что мне понятно, прекрасно. То, что непонятно, — еще прекраснее”, — сказал древний философ. В соответствии с этим принципом и родился “миф о подземном городе”.
Особой интенсивности обсуждение этого сюжета достигло в конце 1980-х гг. Тогда в городе кипели потрясающие своими масштабами работы по возведению того, что в открытой печати именовалось “канализационным коллектором”. Вели их днепропетровские метростроевцы. Остатки их титанических усилий до сих пор видны в начале бульвара имени Ленина, около его пересечения с улицей Павленко. Горожане привыкли к тому, что газетные сообщения никогда не следует понимать буквально. Пишут, к примеру, “взлетно-посадочная полоса для аэробусов Ил-86” — читай “аэродром для космических челноков”. “Канализационный коллектор” стали, согласно этой логике, принимать за подземную дорогу, возможно даже рельсовую, некое подобие знаменитого московского “Метро-2”. Поводом для подобной интерпретации послужило то, что стройплощадки находились в сквере имени Дыбенко, перед “Охтагоном” и на бульваре Ленина, близ железнодорожного вокзала. Обладая совсем скромной фантазией, можно было предположить строительство дороги, соединявшей областное убежище, здания обкома и облисполкома, железнодорожный вокзал и, чем черт не шутит, аэропорт.
Людей, которые осмелились бы утверждать, что лично видели поезда “Метро-2” (или “-3”?), автор пока не встречал. Однако ему знакомы лица, настаивающие на том, будто они ездили по шоссейной дороге на участке между Совмином и железнодорожным вокзалом. Ширина тоннеля, по их словам, такова, что позволяет пропускать “Рафики”. Так что метро — не метро, но “подземную маршрутку” открывать в самый раз! На вопрос, продолжается ли шоссе дальше, они честно отвечали, что достоверно не знают.
Популярны рассказы и о “хитрых” входах в “подземку” из подъездов многоэтажных жилых домов. Необходимо якобы зайти в кабину лифта и нажать “лишнюю” кнопку. Существуют, как утверждается, неформальные группы “диггеров”. Они свято берегут свои тайны и могут, к примеру, за особую плату водить любопытствующих, но с принятием необходимых мер предосторожности: на участках, где можно установить маршруты выхода на поверхность, они завязывают клиентам глаза, а в особо важных местах даже прикрепляют их к себе наручниками. Оставим в стороне слухи о связях “неформалов” со спецслужбами, возникающие с завидной регулярностью. Не будем комментировать и мифы о подземных гаражах со стоящими там в исправном состоянии и постоянной готовности к работе УАЗах-469 и о складах обмундирования и продовольствия, также регулярно обновляющихся. Занятна и легенда о том, что некоторые горизонты “подземного Симферополя” специально затоплены, дабы исключить саму возможность несанкционированного доступа (это же, к слову, рассказывают и о севастопольской “подземке”). Но в “день Х” кран, местонахождение коего знают лишь посвященные, будет открыт, и коммуникации немедленно освободятся от воды. Скорее всего, в основе мифа — реальный факт “блуждания” Салгира под городом. Река с достаточной регулярностью подтапливает подвалы и убежища, в том числе и весьма авторитетных учреждений.
Вообще говоря, легенды о симферопольской “подземке” — составная часть более масштабного мифа о “подземном Крыме”. Так, имеют хождение легенды о туннеле от Фороса до аэропорта “Симферополь”, который якобы выдают вентиляционные люки на яйлах, о подземных каналах, где курсируют подводные лодки (разумеется, атомные), и т.п. Поводом для возникновения такого рода легенд послужило действительно существовавшее укрытие для субмарин в Балаклаве, ныне заброшенное, но массовое сознание “продлило” балаклавские штольни до Судака, Кизилташа, а в некоторых, особо “крутых”, сюжетах — даже до окрестностей Симферополя.