В центре практически любого большого города Японии есть многолюдные подземные районы. Некоторые их них — оживлённые торговые районы, другие — людные переходы, удобно соединяющие железнодорожные станции с близлежащими зданиями. Эти подземные “улицы” рационально используют драгоценную землю и представляют собой привлекательное пространство, где приятно находиться.
В XX веке архитекторы использовали новаторские технологии градостроительства при создании искусственных пространств в крупных городах. Новые площади создавались благодаря строительству офисов-небоскрёбов, высотных многоквартирных домов и подземных пассажей. Строительство вверх и вниз позволяет использовать городскую землю очень рационально.
Первый в Восточной Азии подземный центр розничной торговли открылся в апреле 1930 года под станцией Уэно в Токио. В этом центре под названием “Магазин-метро” предлагались предметы первой необходимости по сниженным ценам, а также находились рестораны с обычным выбором блюд. Главной целью разработчиков было создание дополнительных удобств для клиентов, прежде всего пассажиров, едущих из пригородов на работу и обратно.
Примерно в то же время в Осака был разработан план строительства подземного торгового центра рядом со станцией метро Намба, но его пришлось оставить из-за сопротивления наземных торговцев, которые боялись потерять покупателей. Позже, примерно в 1940 году, один большой подземный пассаж объединил разные подземные площади — подземную станцию электрифицированной железной дороги Хансин в Умэда, станцию метро Умэда и подвальный этаж розничной торговли универмага Ханкю. Это стало прототипом подземного города.
В 1942 году в статье, озаглавленной Осака под уровнем земли, известный журналист Китао Рёносукэ написал, что подземные пространства Осака как нигде представляют собой “хаотическое, неуправляемое переплетение, совершенно не похожее на то, чего от них ожидали”. В то время железнодорожные компании и универмаги вывешивали собственные указатели в подземных переходах, не координируя свои вывески друг с другом, что и привело к описанному Китао хаосу. Он также написал, что в будущем все здания в центре Осака будут соединены подземными переходами, “что создаст сеть улиц, невидимых сверху”
Предсказания Китао частично сбылись в 50-е и 60-е годы. Город Осака вложил средства в компанию “Осака Тикагай Ко. Лтд.”, которая приступила с созданию одного подземного центра за другим в районах, которые включали в себя вокзалы Намба и Умэда, торговые районы Сэннити-маэ и Абэно и деловые кварталы Наканосима и Додзима. С ростом экономики Японии росли вверх и её города, пуская всё более сложные корни под землёй.
Среди построенных в начале 90-х новых подземных торговых площадей можно назвать сад Кёбаси Комз Гарден, Дайамор Осака и Криста Нагахори. Теперь по подземным площадям, наполненным ресторанами и точками розничной торговли, Осака занимает одно из первых мест в Восточной Азии.
В подземном городе прежде всего бросается в глаза то, что это — лабиринт. Подземные переходы, магазины в подвальных этажах универмагов и офисных зданий и новые подземные торговые центры образуют сложную сеть подземных улиц. Если бы не было карт или информационных вывесок, покупатели, попавшие сюда впервые, легко могли бы затеряться в этом лабиринте. Хотя, с другой стороны, запутанность и неповторимость атмосферы делают покупки именно здесь делом интересным.
Проектировщики применили немало приёмов, увеличивающих привлекательность совершения покупок под землёй. Например, они обеспечили в торговых центрах целый ряд мест общественного пользования, где можно отдохнуть, с фонтанами и каскадами ниспадающей воды, наподобие фонтана Треви в Риме. В Ханкю Самбан Гай в Осака воду искусно направляют таким образом, чтобы она текла подобно подземной реке.
А ещё там есть произведения искусства, которых нельзя не заметить. Наверное, самое впечатляющее — это настоящая ракета, которая, кажется, вот-вот взлетит ввысь с торговой площади Намба Сити. Стоит отметить и высоко вздымающуюся стену фонтанов, дающих большую радугу.