Уходящая в седую древность история гигантской сети московских подземелий — это не только одна из самых темных, но и одна из самых тщательно оберегаемых тайн России.
Подземные катакомбы города начали строить чуть ли не с самого его основания. Однако создание значительных лабиринтов и тоннелей принято относить к XV веку, эпохе правления Ивана Грозного. Правитель «изрыл всю Россию вдоль и поперек». Была образована целая сеть подземных ходов, соединяющих удельные княжества, своеобразное государство в государстве, скрывающее в своих недрах множество загадочных историй и неизвестных фактов. Это тот самый таинственный Китеж-град, в котором наверняка почили те, кто жил в подземных тоннелях. Более того, в нем могут быть скрыты многие клады наших предков.
Самая легендарная тайна подземелий Кремля — библиотека Ивана Грозного, слава о которой при жизни царя гремела по всей Европе. Знатные иностранные гости специально приезжали в Москву, чтобы ознакомиться с тем или иным фолиантом из уникальной коллекции. Однако уже в 1601 г., через 17 лет после смерти хозяина, библиотека пропала. Большая часть историков предполагает, что она располагается именно в подземельях Кремля.
После смерти Грозного подземное строительство не закончило свое существование. Государь и не мог предположить, каких грандиозных масштабов достигнет его начинание в XX в. Метро, водостоки и прочие подземные коммуникации — это лишь видимая часть того, что было сооружено под столицей за последние 70 лет.
Особый интерес составляют так называемые «станции-призраки». Своды красивейшего в мире метрополитена таят под собой четыре закрытые станции: «Советскую» на Замоскворецкой линии, «Первомайскую» на Арбатско-Покровской, «Калужскую» в здании депо на Калужско-Рижской и «Волоколамскую» на Таганско-Краснопресненской ветке. Все они строились в разное время, и залы некоторых из них сейчас находятся в эксплуатации, хотя нога пассажира и не ступает там.
«Советская» была запроектирована на второй очереди метро на перегоне между «Театральной» и «Маяковской». Она должна была расположиться в районе Советской (ныне Тверской) площади. Ее строительство началось, но не было завершено, так как из-за тяжелой гидрогеологической обстановки подвести перегонные тоннели к станции, увы, не удалось. Впоследствии центральный зал «Советской» был трансформирован в отлично защищенный бункер.
В отличие от «Советской», «Первомайская» была реально действующей станцией и первоначально располагалась за «Измайловским парком», в здании электродепо «Измайлово». Её вестибюль до сих пор хорошо сохранился, но табличка с надписью "Метрополитен им. Л.М. Кагановича Станция «Первомайская» была недавно снята. В помещении самой станции сейчас размещен цех подъемочного ремонта, однако следы былой «Первомайской» остались. На стенах уцелел кафель и характерные для того времени лепные украшения, а на некоторых участках орнамента сохранились едва заметные остатки позолоты.
Государственная «политика» строительства значительных подземных сооружений была продолжена в XX в. В эпоху безраздельного господства Иосифа Виссарионовича Сталина не только об исследовании, но и о существовании подземных сетей полезнее всего было просто забыть, хотя бы для сохранения жизни, поскольку в атмосфере непрерывного выявления и карания врагов народа повышенный интерес к подземельям трактовался отнюдь не двусмысленно — как заговор против советской власти. Более того, согласно указу 1947 г. запрещалось какое бы то ни было несанкционированное посещение подземных объектов как естественного, так и искусственного происхождения, а в 1949 г. был принят закон «О недрах». Недра страны были объявлены исключительной собственностью государства. Эти законодательные акты стали своеобразным индикатором «уровня тоталитарности» власти.
Однако, несмотря на свою неприкосновенность, мир подземных сооружений в тот период разрастался, даже если не принимать в расчет грандиозный московский метрополитен, сооружавшийся под идейным руководством Сталина. Хитрый и осторожный диктатор, будучи чрезмерно подозрительным, питал слабость ко всевозможным укрытиям, да и дела военные способствовали сооружению многочисленных подземных бункеров и тайных убежищ, объединенных переплетением очень длинных тоннелей. Система, с легкой руки журнала «Огонек», позже была названа метро-2.
Говорят, в двух главных бункерах Сталина, под недостроенным «Стадионом СССР» в Измайлово и «ближней дачей» в Кунцево, до сих пор придерживается музейный порядок. Людей на экскурсию туда, правда, не водят, но о подземных тоннелях, проходящих до Кремля, свидетельствует средний рельсовый путь на станции метро «Измайловский парк» и станция «Парк Победы», располагающаяся в непосредственной близости от кунцевской дачи генералиссимуса.
В заключении стоит отметить, что столичное подземелье — это особый мир, сопрягающий мистику и реальность, тайное и явное, открытое и неизведанное. Чем глубже погружаешься в этот мир, тем сильнее он манит, пугает, затягивает. Подземные сооружения столицы — величайшая мистерия современности, нераскрытая, но близкая тайна ушедших эпох.