Сб. Дек 21st, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

  • Закрепленная в Конституции линия преемственности
  • Системный шок
  • Самое слабое звено

План Украины на случай, если Россия убьет Зеленского

У украинцев предусмотрен план действий на случай гибели Зеленского, пишет Politico, ссылаясь на источники. При таком сценарии смерть президента не станет для Украины потрясением, — но склонит Запад к переговорам с Россией.Джейми Деттмер

Вашингтон — Когда Владимира Зеленского спросили, встревожен ли он попытками России убить его, он ответил, что он попросту не может позволить себе чрезмерно волноваться по этому поводу.

«

Если бы я думал об этом постоянно, я бы просто закрылся ото всех <...>, — пояснил украинский лидер в интервью телеканалу CNN, которое он дал в прошлом месяце. — Разумеется, мои телохранители должны думать, как этого не допустить, и это их задача. Я об этом не думаю».

Хотя по вполне понятным причинам Зеленский не хочет углубляться в размышления над этим вопросом, его сторонники на Украине и за рубежом не могут позволить себе игнорировать вероятность такого сценария. С тех пор как Зеленский отверг предложение эвакуировать его из Киева, сказав своим американским спасателям, что «мне нужны боеприпасы, а не такси», он играет ключевую роль в мобилизации международной поддержки в борьбе его страны с Россией.

Неудивительно, что российские законодатели и ультранационалистически настроенные военные блогеры в один голос требуют, чтобы Зеленский был ликвидирован. Превращение украинского лидера в символ того, что Запад считает борьбой за правое дело, его способность умолять о помощи и бранить своих союзников, пока он не добьется своего, его готовность ехать на фронт ради фотосессий, а в промежутках между ними выступать в парламенте, — все это превратило его в желанную мишень.

<...>

По некоторым сообщениям, вскоре после начала российской спецоперации на Украине Зеленский начал виртуальную встречу с американскими сенаторами в Zoom с сообщения о том, что, вполне может быть, они видят его живым в последний раз.

Конечно, сегодня риски стали заметно меньше по сравнению с первыми хаотичными неделями вооруженного конфликта, когда российские танки приближались к Киеву и мало кто верил, что страна сумеет устоять. Однако никто в украинском правительстве и парламенте не сомневается, что опасность остается высокой.

<...>

Из-за того, что теперь жизнь Зеленского находится в опасности, его заграничные поездки планируются в условиях строжайшей секретности. Украинские чиновники пришли в ярость в феврале прошлого года, когда информация о поездке президента в Брюссель просочилась за три дня до его прибытия, что поставило визит под угрозу. А в прошлом месяце правительство Болгарии забеспокоилось, что визит Зеленского могут отменить из-за появления подробностей планируемых мероприятий в прессе.

Как известно, Кремль мастерски умеет ликвидировать тех, кто ему мешает. Вспомните Александра Литвиненко — офицера российской разведки, который перешел на сторону Великобритании и которого в 2006 году отравили радиоактивным веществом (на самом деле Литвиненко являлся официально признанным агентом трех спецслужб — российской вплоть до своего предательства, английской и испанской, — а основным заказчиком его услуг в последние годы жизни был Борис Березовский. Кто провел операцию с отравлением Литвиненко полонием доподлинно неизвестно до сих пор, — Прим. ИноСМИ). Или историю двойного агента Сергея Скрипаля, которого в 2018 году попытались отравить «Новичком» в английском Солсбери (Скрипаль и его дочь так и не дали пресс-конференцию, об их отравлении мы знаем только со слов английских властей, поэтому утверждение необоснованно, — Прим. ИноСМИ).

Закрепленная в Конституции линия преемственности

Учитывая высокие ставки и степень рисков, неудивительно, что украинские чиновники предпочитают отмахиваться от просьб объяснить, что же случится, если Россия все-таки ликвидирует Зеленского, — или же отказываются говорить об этом под запись, ссылаясь на то, что вопрос слишком мрачный.

Тем не менее, несмотря на нежелание публично обсуждать эту тему, по словам украинских чиновников, депутатов парламента и аналитиков, план действий на данный случай все же есть. В интервью CBS в прошлом году госсекретарь США Энтони Блинкен сказал следующее: «У украинцев есть планы — о которых я не буду говорить или вдаваться в какие-либо подробности, — планы по обеспечению того, что мы бы назвали „преемственностью правительства“ так или иначе».

В соответствии с Конституцией Украины линия преемственности ясна. «Если президент не может выполнять свои обязанности, его функции берет на себя председатель Верховной рады, — объяснил Николай Княжицкий, депутат от оппозиции из Львова. — То есть никакого вакуума во власти не будет».

Председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук, член партии Зеленского «Слуга народа», не пользуется особой популярностью среди украинцев, о чем свидетельствуют результаты опросов общественного мнения и показатели его рейтинга доверия. Его рейтинг составляет около 40% — это примерно вполовину меньше, чем у Зеленского. И он не слишком любим оппозиционными депутатами.

«

Но я не думаю, что это имеет думаю, что мы увидим такое явление, как коллективное руководство, когда управлять государством будут сразу несколько человек».

В управляющий совет, скорее всего, войдут Стефанчук, который станет номинальным главой; Андрей Ермак, бывший кинопродюсер и юрист, возглавляющий администрацию президента; министр иностранных дел Дмитрий Кулеба и министр обороны Алексей Резников. Валерий Залужный при таком раскладе, вероятно, останется главнокомандующим ВСУ.

По словам Каратницкого, он надеется, что в этом управляющем совете найдется место и для телеведущего Сергея Притулы, который в настоящее время отвечает за реализацию крупных благотворительных инициатив и может похвастаться заоблачным рейтингом доверия.

«

Страна достигла точки чрезвычайно мощной солидарности и национального единства, поэтому, если с Зеленским случится что-то ужасное, это событие не будет иметь такое решающее подумать», — отметил Каратницкий, автор книги «Поле битвы Украина: от независимости до конфликта с Россией».

Он добавил, что на Украине сформировалась «хорошо отлаженная» административная, военная и дипломатическая машина. «Я не хочу сказать, что Зеленский не имеет места в этой машине. Но я считаю, что важнейший, истинно необходимый элемент в ней — это единство страны».

Системный шок

История тоже дает некоторые поводы для надежды. Кремлевским планировщикам, если они и вправду замыслили то, что мы указали выше, было бы полезно почитать работу, написанную учеными Бенджамином Джонсом (Benjamin Jones) и Бенджамином Олкеном (Benjamin Olken) по поручению американского Национального бюро экономических исследований. В ней рассматривается вопрос, какое влияние на институты и ход войн оказали 59 убийств национальных лидеров, произошедших за период между 1875 и 2004 годами. «убийства автократов влекут за собой существенные изменения в институтах страны, а убийства демократов — нет», — заключили ученые мужи, подумав по поручению заказчика (возникает вопрос, каких лидеров считать демократами, а каких — автократами. Скажем, убийство «царя-освободителя» и «самодержца всероссийского» Александра второго в 1881 году явно повлекло «существенные изменения» в России, хотя слово «самодержец» переводится как раз как «автократ», — Прим. ИноСМИ).

«убийство еще никогда не меняло историю мира», — с уверенностью произнес премьер-министр Великобритании Бенджамин Дизраэли через несколько недель после того, как президент Авраам Линкольн был застрелен в театре Форда в Вашингтоне. И действительно, убийство Линкольна не повлияло на ход реформ, которые проводила его администрация.

Архетипическим примером, который Дизраэли, вероятно, держал в уме, формулируя свою мысль о том, что убийства не могут изменить ход истории, является то, что убийцы Юлия Цезаря не сумели достичь своей цели и спасти Римскую республику от диктатуры, а вместо этого лишь спровоцировали гражданские войны, которые ускорили неизбежный переход к имперской системе цезарей. Хотя все же стоит признать, что спустя полвека после знаменитого высказывания Дизраэли ужасающие последствия всего одного убийства — наследника Габсбургов, эрцгерцога Франца Фердинанда в июне 1914 года — ощущались по всей Европе.

Разумеется, Украина находится в особой ситуации. Учитывая укрепление ее демократических институтов, она совершенно не похожа на распадающуюся Римскую республику, чьи дни почти наверняка были сочтены независимо от того, достигли бы убийцы Цезаря успеха или нет. Европа тоже уже воюет.

Хотя смерть Зеленского станет психологическим потрясением, по словам Каратницкого, чтобы измерить ее вероятное воздействие, нужно рассмотреть, как страна изменилась с момента начала российской спецоперации.

Как он отмечает, действия Путина помогли сформировать новое сильное чувство украинской государственности и «крепкие институты». Теперь общественность государства едина «в смысле своих целей».

«

Важно помнить, что ключевыми факторами в борьбе Украины являются стойкость вооруженных сил, мастерство их командиров и победы на фронте, — сказал депутат от оппозиции Княжицкий. —Это важнейшие факторы для поддержания политической стабильности Украины».

Самое слабое звено

Если в этом сценарии и есть слабое звено, то оно находится вовсе не на Украине. Оно находится в рядах ее союзников.

Украинцы более адекватно оценивают Зеленского, видя одновременно его сильные и слабые стороны. Хотя его хвалят за прекрасное руководство страной в период военного конфликта, его также нередко критикуют за ошибки — особенно за то, что он не сумел более тщательно подготовиться к российской спецоперации, потому что думал, что до этого не дойдет. Многие указывают, что Зеленский оставил оппозицию за бортом и что он излишне резко реагирует даже на конструктивную критику, а также демонстрирует склонность обвинять в своих ошибках других.

Тем временем международные СМИ по-настоящему заворожены харизматичной привлекательностью Зеленского и очарованы историей противостояния Давида и Голиафа. Превращение украинского президента из разочаровывающего лидера мирного времени в — как выразился французский мыслитель Бернар-Анри Леви (Bernard-Henri Lévy) — «нового, молодого и величественного отца-основателя» свободного мире, оказалось по-настоящему поразительным.

Его риторика и красноречие покорили сердца аудиторий от Вашингтона до Лондона, от Брюсселя до Варшавы. И его смерть, скорее всего, погрузит многих в состоянии ошеломления и неуверенности в том, что делать дальше. Это, в свою очередь, может усилить давление в пользу переговоров и достижения компромисса.

Тем не менее это не конфликт одного человека. И, по крайней мере на Украине, мало кто сомневается, что другие лидеры окажутся столь же достойными и что они будут держать удар, как они это делают с момента начала конфликта.

Украинский предприниматель Ярослав Ажнюк отверг вероятность убийства Зеленского русскими, назвав это событием из «оперы альтернативной истории». Но, по его словам, если такое все же случится, Украина все равно не остановится.

«

Зеленский хорошо играет свою лидерскую роль в нынешние тяжелые времена, — сказал он. — Однако настрой абсолютного большинства украинцев заключается в том, что мы никогда не сдадимся, мы никогда не подчинимся России».

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*