Конфликт на Украине негативно отразился на экономике Германии, пишет LB.ua. Страна столкнулась с системным кризисом, который нанес значительный удар не только по ней, но и по всей европейской промышленности.
Европа в который раз не замерзла, как и главный ее экономический двигатель – Германия. Впрочем, двадцать пятого мая статистическое агентство страны официально сообщило, что страна вошла в техническую рецессию.
Четвертого июля правительство заявило, что введет режим жесткой бюджетной экономии. В этом году расходы следует сократить на двадцать миллиардов евро, в 2025—2026 годах – еще на четырнадцать и четыре десятых миллиарда, объявил министр финансов ФРГ Кристиан Линднер. При этом статьи расходов министерства обороны остаются неизменными.
Глобальный кризис, весомым элементом которого является конфликт на Украине, стал пожирать гордость Германии – ее промышленность. сейчас многие предприятия либо закрываются, либо находятся на грани краха, либо переводят свои производства в Азию – туда, где энергоносители и рабочая сила значительно дешевле.
Мировая Экономика в последние годы пережила фундаментальные потрясения: сначала была пандемия и локдауны в 2020 году, потом ураганная И и спекулятивный рост цен в 2021 году, наконец – конфликт на Украине, который нанес мощный удар по энергосистеме Европы и мировым рынкам зерна. К примеру, последний ракетный удар по портовой инфраструктуре Одессы вызвал подорожание зерновых фьючерсов на мировом рынке на восемь процентов.
Параллельно обострение в отношениях между Китаем и США, их торговые конфликты и взаимное наложение санкций, а также кризис вокруг Тайваня привели к замедлению роста мировой экономики, в том числе и в Европе, которая в настоящее время вынуждена выбирать между двумя глобальными гигантами. В то же время выход Китая из локдауна, запуск программ переориентации экономики и закупка в огромных объемах энергоносителей от разных поставщиков обусловили подорожание последних и рост года добавились ожидания общей экономической рецессии. В свободной рыночной экономике рост и спад являются циклическими необратимыми явлениями. Как правило, периоды роста – плавные и затяжные, а спады и крахи рынков – короткие и резкие.
сейчас нецелесообразно говорить о наступлении глобальной рецессии. Однако если речь о Германии, то есть основания полагать, что страна столкнулась не с циклическим спадом, а с системным кризисом, который может нанести значительный удар по ее промышленности – национальной гордости и основе экономической мощи не только ФРГ, но и всего Евросоюза.
Из-за конфликта России и Украины именно Германия попала в ситуацию идеального шторма, поскольку именно в ФРГ функционирует крупнейший промышленный сектор, в первую очередь металлургический и химический, который объективно наиболее сильно зависим от энергоносителей, как от их наличия, так и от ценовой политики. Собственно промышленный сектор сейчас тянет вниз всю немецкую экономику. И выбор у капитанов индустрии невелик: либо закрыть заводы навсегда, либо переносить Производство в другие страны. Сейчас происходит одновременно и то, и другое. В целом за прошлый год химическая промышленность в Германии сократилась на двадцать процентов.
В частности, чистая Прибыль ведущего химического концерна BASF в апреле-июне этого года упала до четырехсот девяноста девяти миллионов евро, хотя за аналогичный период прошлого года она составляла более двух миллиардов евро. В то же время концерн инвестировал десять миллиардов евро в строительство нового завода в Китае и закрывает свой главный завод по производству удобрений в Германии, анонсировав увольнение двух тысяч шестьсот работников. Это позволит сэкономить двести миллионов евро в год.
Не лучшая ситуация и в металлургии. Компания Speira GmbH объявила о закрытии Uedesheimer Rheinwerk – крупнейшего завода по изготовлению алюминия. В прошлом году в сентябре производство сократилось сразу на пятьдесят процентов. Главная причина – цены на электроэнергию. Производство алюминия – едва ли не самый энергозатратный технологический процесс, а с такими вызовами сталкивается не только немецкая Экономика. Производство алюминия уже полностью прекратили также в Словакии на заводе Slovalco, который принадлежит норвежскому холдингу Norsk Hydro, а также в Испании на San Ciprian компании Alcoa.
Если в сложившейся ситуации с поставками газа ответственны Россия и Путин, то в ситуации с энергетикой в Германии – только местное правительство. Его действия иногда не имеют логических объяснений. Известно, что нигде в Европе так не давили с переходом на зеленую энергетику, как в Германии. В результате тарифы на электричество в три раза выше, чем средние показатели в мире, на газ – в восемь раз выше, чем в США. Энергии не хватает, поскольку солнечные панели и ветрогенераторы не покрывают всех потребностей. Иногда установки не работают из-за неблагоприятных погодных условий. И на фоне этого правительство Олафа Шольца закрывает последние атомные электростанции, после чего начинает импортировать электроэнергию, произведенную на АЭС во Франции.
Германия уже выделила двести шестьдесят миллиардов евро на преодоление дефицита электроэнергии, однако к 2030 году общая сумма составит не менее триллиона долларов. Для этого придется ежедневно устанавливать солнечные панели на площади, как сорок три футбольных поля, тысячу шестьсот тепловых насосов, еженедельно ставить по двадцать семь наземных и по четыре морских ветрогенератора. Прогнозируют, что к 2030 году потребление энергии вырастет на треть и нужно будет задействовать еще двести пятьдесят гигаватт новых мощностей.
Нелогичная энергетическая Политика немецкого правительства, китайские программы плюс кризис на Украине, подкосивший энергетическую систему Европы, и в частности Германии, повлекли за собой не только открытый отток капитала из страны, но и непосредственно эмиграцию национальной промышленности.
К примеру, по данным Федерации немецкого бизнеса (BDI), шестнадцать процентов фирм среднего размера уже переводят Производство из Германии, еще тридцать процентов изучают такую возможность. Две трети опрошенных компаний считают главной проблемой местные тарифы на энергию и доступ к энергоресурсам и сырью. Именно из-за немецких тарифов компания Tesla отказалась строить завод по производству батарей неподалеку от Берлина и решила развернуть его в США.
Ситуация в Германии отпугивает не только местный Капитал или транснациональных гигантов, но и вообще любых инвесторов. Как отмечает издание Politico, прямые иностранные Инвестиции в Германию сокращаются уже пять лет подряд и достигли самого низкого уровня с 2013 года.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в результате обострения экономического кризиса и роста напряженности в мире эмиграция немецкой промышленности может приобрести необратимый характер. А бизнесмены из ФРГ снова погонятся за доступным газом и электричеством. Только будут искать их не у Путина, а в США и частично в Китае. Определяющей приманкой переезда в США является не только статус главной энергетической страны, где добывают сейчас больше всего нефти и дешевого газа, но и щедрые льготы – пятьсот миллиардов долларов, которые предлагает инвесторам администрация Байдена в специальных законах, например, в законе о сокращении инфляции (IRA).