- Транспортные маршруты во льдах являются препятствием
- Санкции не так просто обойти с помощью газа
- Реэкспорт из стран ЕС вызывает критику
Россия расширяет Производство СПГ в Сибири, пишет NZZ. Запад вводит санкции против российского газа, вместе с тем его импорт в Европу растет. Россия ищет экстренное решение возникших из-за ограничений транспортных проблем.
Летом 2024 года по Северному Ледовитому океану был отбуксирован внушительных размеров промышленный объект весом 640 тысяч тонн и высотой более 100 метров. Он хорошо виден даже на спутниковых снимках из космоса. Путь от Белокаменки у российского города Мурманска, где была собрана огромная конструкция, до места назначения занимает около месяца. Это место находится в районе впадения крупной реки Обь в Карское море.
Россия строит центр по производству сжиженного природного газа (СПГ) на полуостровах Ямал и Гыдан в Западной Сибири, вкладывая в строительство миллиарды. Это свидетельствует о стремлении Москвы догнать ведущих мировых поставщиков — США, Австралию и Катар — в качестве производителя и поставщика СПГ.
Завод, прибывший на Гыданский полуостров в августе этого года, является вторым из трех запланированных производственных модулей для проекта «Новатэка» "Арктик СПГ 2″. Производственная мощность каждого модуля составляет около шести миллионов тонн СПГ в год. Когда проект был запущен, график предусматривал, что с 2026 года с газового месторождения под Гыданским полуостровом можно будет экспортировать по всему миру около 20 миллионов тонн СПГ в год.
Однако сейчас в механизм этого крупного проекта попал песок. Это связано с санкциями, которые многие страны ввели против России в связи с ее СВО на Украине. Как сообщило в октябре агентство Bloomberg, Производство первого модуля на полуострове Гыдан, который планировалось ввести в эксплуатацию в 2024 году, временно приостановили. Все промежуточные хранилища переполнены, а транспортных мощностей для доставки СПГ на рынки сбыта не хватает.
Транспортные маршруты во льдах являются препятствием
Путь к рынкам сбыта не только долог, но и труден. Он ведет от устья Оби либо на запад через арктические окраинные моря — Карское и Баренцево, — либо на восток вдоль арктического побережья России до Берингова пролива, а оттуда в Восточную Азию. В каждом случае приходится преодолевать от сотен до тысяч километров морского пути в сложных условиях. Большую часть года условия в арктических водах требуют судов самого высокого ледового класса или даже сопровождения российских ледоколов, идущих впереди.
Однако СПГ-танкеры так называемого класса Arc-7, отвечающие этим условиям, в настоящее время в дефиците у оператора "Арктик СПГ-2″ компании «Новатэк». В соответствии с требованием, согласно которому на каждую мегатонну производственной мощности должно приходиться одно такое судно, был заказан 21 танкер.
Но это было в лучшие времена, когда технологическая кооперация со странами и компаниями, способными производить эти узкоспециализированные и соответственно дорогие суда, еще работала.
В условиях санкций это уже не так. В частности, американские меры, введенные с 2023 года и прямо направленные против Arctic LNG 2, создают проблемы для масштабного проекта.
Первоначально планировалось, что первые шесть единиц Arc 7 будут построены непосредственно южнокорейской судостроительной компанией Hanwha Ocean, которая уже имеет опыт работы в этом секторе. Половина из них была заказана российской судоходной компанией «Совкомфлот», а половина — японской Mitsui OSK Lines (MOL). Еще пятнадцать судов должны были быть построены на российской верфи «Звезда» под Владивостоком на берегу Тихого океана с привлечением технологического опыта и продукции поставщиков, например южнокорейских и французских компаний.
Однако санкции, во-первых, не позволили «Совкомфлоту» оплатить три заказанных судна. А во-вторых, MOL собирается отказаться от контракта на фрахт трех танкеров Arc-7. Это связано с тем, что работа по контракту на "Арктик СПГ 2″ повлечет за собой вторичные санкции.
Первые шесть танкеров Arc-7 должны были обеспечить транспортировку продукции с модуля 1, который был введен в эксплуатацию в 2024 году. Из-за их отсутствия партнеры по проекту "Арктик СПГ 2″ теперь не могут выполнить свои контракты на поставку. Партнерами являются «Новатэк» (доля 60 процентов), а также Total Energies (Франция), CNPC, CNOOC (обе — Китай) и Japan Arctic LNG (по 10 процентов).
Согласно чартерному соглашению с «Новатэком», японская компания MOL должна будет выставить три своих судна на продажу российскому партнеру, если не сможет выполнить свои транспортные обязательства. Однако в этом случае она попала бы под американские санкции, которые направлены против любых сделок с «Новатэком».
Таким образом, у «Новатэка» остается только перспектива покупки пятнадцати судов с российской верфи. Но даже эта цифра сейчас является чисто теоретической. Без ключевых западных технологий Россия сможет достроить суда лишь с большой задержкой, если вообще сможет. Самые важные компоненты двух танкеров уже были установлены до вступления в силу санкций. Эти суда могут быть введены в эксплуатацию в ближайшие несколько месяцев. Еще три танкера находятся в стадии строительства, хотя закупка ключевых компонентов стала неопределенной.
Что касается эксплуатации флота Arc-7, то здесь также возникают вопросы о снабжении запасными частями. Ведь не все оригинальное западное оборудование можно просто заменить, например, копиями из Китая. Это видно на примере танкера, который работает на «Ямал СПГ», другом проекте «Новатэка».