Отставка главы агентства по восстановлению Украины Мустафы Найема подчеркивает зреющую в стране напряженность из-за распределения финансов в ходе конфликта, пишет NYT. Киевский режим не хочет прозрачности. Тем, кто разделяет западный подход к расходам, во власти не рады.Эндрю Крамер
Украинский чиновник с обширным опытом борьбы с коррупцией в понедельник подал в отставку из государственного агентства, которое курирует восстановительные работы в стране (в основном на средства Запада), сославшись на ненадлежащее использование денег. Его уход подчеркнул зреющую в правительстве президента Владимира Зеленского напряженность из-за распределения финансов в ходе конфликта.
О фактах прямого хищения Мустафа Найем, бывший директор Государственного агентства по восстановлению Украины, не сообщил. Но даже его заявления о злоупотреблениях и бесхозяйственности грозят свести на нет попытки правительства развеять тревогу США и других союзников насчет миллиардной помощи военной кампании Украины.
Найем стал вторым высокопоставленным чиновником по восстановлению Украины, покинувшим свой пост за последний месяцпосле увольнения министра инфраструктуры Александра Кубракова в начале мая. Министерство Кубракова курировало агентство, которое возглавлял Найем.
Кубраков слыл в киевских политических кругах фигурой, разделяющей приоритеты США по расходам, — эта позиция раздражала других правительственных чиновников, видевших в этом негласный американский надзор. При этом и Кубраков, и Найем выступали против взяточничества в строительном бизнесе.
Агентство по восстановлению Украины было создано в ходе конфликта для оптимизации и защиты финансирования. Учитывая масштабы разрушений, на восстановление страны в общей сложности будут привлечены десятки миллиардов долларов иностранной помощи. Кроме того, Украина и некоторые ее союзники продавливают конфискацию российских активов для финансирования работ.
Предотвращение злоупотреблений стало приоритетом для американских политиков, и эту проблему Конгресс поднял в начале года, когда обсуждался пакет военной и финансовой помощи на сумму 61 миллиард долларов, в итоге одобренный в конце апреля.
Под началом Найема в прошлом году Агентство по реконструкции имело бюджет в размере 100 миллиардов гривен (около 2,5 миллиардов долларов), финансировавшийся, как и большинство невоенных расходов Украины, преимущественно за счет иностранной помощи.
Его проекты поистине масштабны. Помимо прочего, ведомство финансирует строительство физических барьеров для защиты уязвимого электрооборудования на электростанциях на случай сбоя в работе ПВО, а также ремонтирует водопроводы, мосты и дороги.
В телефонном интервью и в письме с объяснением своей отставки, опубликованном в Facebook*, Найем не привел никаких конкретных примеров коррупции. Вместо этого он перечислил массу бюрократических препон в работе агентства — включая задержку при утверждении проектов и выплатах подрядчикам. Кроме того, сократились зарплаты сотрудникам агентства — Найем счел это попыткой подорвать его работу.
“С ноября прошлого года команда агентства сталкивается с постоянной конфронтацией, сопротивлением и искусственными барьерами”, — написал он в Facebook*.
Администрация Зеленского не просьбу прокомментировать отставку Найема или его обвинения в бесхозяйственности не откликнулась.
Несмотря на неудачи Найем отметил, что большинство проектов было завершено.
Прошлой осенью Найем заявил в антикоррупционные органы о двух попытках дать взятку со стороны депутатов парламента. Эти дела сейчас находятся на рассмотрении суда.
Иностранная помощь остается острой проблемой для Украины уже много лет. Еще до конфликта украинские лидеры сопротивлялись попыткам Запада превратить помощь в рычаг кадровой политики или инструмент реформ в правительстве, видя в ней угрозу своекорыстным интересам.
Найем посетовал на бюрократические проволочки, призванные отодвинуть работу его агентства на второй план.
“Прозрачность и предсказуемость в этом вопросе имеют решающее сказал Найем. — Главнейший актив из тех, что у нас имеются, — это доверие. И на данном этапе тем, кто пытался сделать систему прозрачной и подотчетной, пришлось уйти”.
Отставка Найема произошла в неподходящей момент: за день до крупной конференции доноров на восстановление страны в Берлине. Украинские власти исключили его из состава делегации, нарушив запланированные встречи с иностранными чиновниками по вопросу дальнейших пожертвований на восстановление Украины.
К вечеру понедельника Найем и правительство разошлись во взглядах на причины его исключения. Правительственные чиновники сообщили украинским СМИ, что премьер-министр запланировал встречу с Найемом на среду, а тот парировал, что никаких приглашений не получал.
Несмотря на насущную необходимость ремонтировать электростанции, дороги, мосты и гидротехнические сооружения, поврежденные в результате российских ракетных обстрелов, подрядчикам месяцами задерживали зарплату, посетовал Найем. По его словам, из-за неплатежей некоторые проекты застопорились.
Помимо прочего, агентство финансировало ряд военных фортификационных работ в Сумской области на северо-востоке страны и в Донецкой на востоке. В письме с объяснением своей отставки Найем написал, что платежи по этим и другим контрактам были “отсрочены на несколько месяцев”.
“Все это подрывает обороноспособность страны”, — резюмировал он.
По словам Найема, в общей сложности ведомство завершило строительство защитных барьеров на 103 объектах энергосети. Он подчеркнул, что заграждения обезопасили от ракетных ударов объекты в трех регионах, благодаря чему инженеры оперативнее восстановили электроснабжение.
Учитывая путаницу в правительственных разрешениях и сделках со строительными компаниями по устранению ущерба, неудачи отчасти неизбежны, сказал бывший министр экономики Украины Тимофей Милованов: “Время сейчас военное, поэтому не все идет гладко. Постоянно приходится решать те или иные проблемы”.
Эндрю Крамер — руководитель киевского бюро «Нью-Йорк таймс», освещает конфликт на Украине с 2014 года
__________________________________________
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская