Уже вскоре после закрытия парижской Олимпиады многие спортсмены попросили заменить медали, с которых облезло покрытие, пишет NYT. Ювелирное подразделение люксового французского конгломерата, разработавшее их, перевело претензии на монетный двор.
Тарик Панджа (Tariq Panja), Лиз Олдерман (Liz Alderman)
Во всей истории олимпийского движения нет найдется столь же вездесущей компании, как LVMH (Moët Hennessy Louis Vuitton) — это целая империя предметов роскоши, принадлежащая богатейшей семье Франции.
Крупнейший корпоративный спонсор Парижской Олимпиады, LVMH была буквально повсюду. Ее шампанское Moët & Chandon лилось рекой в люкс-номерах для привилегированных гостей. Французские спортсмены были одеты в костюмы от модного дома LVMH Berluti. И, вопреки как минимум духу Олимпийской хартии, багажные вещи Louis Vuitton были выставлены напоказ прямо на церемонии открытия, и их увидели более миллиарда человек по всему миру.
Но главной ролью конгломерата стали олимпийские медали. Их разработал производитель роскошных ювелирных изделий и часов Chaumet, который также входит в группу LVMH. Золотые, серебряные и бронзовые — лучшие из лучших увозили их домой как памятные подарки и незабываемые воспоминания о спортивных подвигах на Парижских играх.
Теперь же поверхность этих медалей разрушается на глазах — а LVMH предпочитает отмалчиваться.
Прошло всего сто дней с закрытия Олимпиады, и более сотни спортсменов попросили заменить их облезлые медали. В прошлом месяце французские пловцы Клемент Секки и Йохан Ндойе-Бруар продемонстрировали свои медали с дефектами поверхности в социальных сетях. “Крокодиловая кожа” (так называют дефект поверхности. – Прим. ИноСМИ), — написал Секки.
Американский рапирист Ник Иткин сказал, что его бронзовая медаль начала портиться уже через несколько дней после Олимпиады. “Еще через несколько недель это стало еще заметнее”, — сказал он, добавив, что также намерен попросить замену.
Медали приходилось заменять и на других Олимпиадах — в частности, в Рио-де-Жанейро в 2016 году. Но никогда прежде компания не ставила свои клейма так броско.
Острее всего вопрос стоит с бронзовыми медалями: спортсмены начали жаловаться на их порчу уже вскоре после награждения.
Международный олимпийский комитет извинился и пообещал найти замену. Французский монетный двор, изготовивший медали, пока взял на себя ответственность, сославшись вместо этого на техническую проблему с лаком.
А LVMH охотно позволила другим организациям вести дискуссию. Представитель компании заявил, что не дает никаких комментариев, поскольку не она изготавливала медали и, как следствие, не несет за них ответственности.
Однако в преддверии Игр и в ходе самого мероприятия LVMH хвасталась своим опытом и мастерством в том числе в изготовлении медалей. На втором этаже созданного ею клуба в считанных метрах от Елисейского дворца, резиденции французского президента, дизайнеры Chaumet с гордостью рассказывали о годичном проекте по созданию медалей, который к тому же держался в тайне. В их дизайне обыгрывались различные архитектурные элементы Эйфелевой башни.
Однако Chaumet никогда прежде не занималась спортивными медалями, и из трех, которые поручили компании, сложнейшей оказалась бронзовая.
“Она сложнее всего, потому что самая хрупкая”, — сказал тогда газете «Нью-Йорк таймс» Филипп Бергамини, один из старейших ювелиров Chaumet.
Компания сотни раз правила , пока специальный комитет спортсменов и олимпийских чиновников не утвердил окончательный вариант. Затем разработчики объединили усилия с французским монетным двором в Париже, который выпускает деньги и другие драгоценности со времен Средневековья.
На изготовление каждой медали уходило 15 дней: после тиснения они погружались в золото, бронзу и серебро, а затем покрывались лаком.
Когда один спортсмен опубликовал фотографии своей бронзы, заржавевшей уже в августе прошлого года, всего через несколько недель после Игр, монетный двор начал внутреннее расследование, чтобы “выяснить обстоятельства и причину повреждения”, говорится в заявлении организации.
Монетный двор обнаружил, что дефект кроется в лаке, который используется для предотвращения окисления. Рецепт лака — коммерческая тайна, но состав был ослаблен монетным двором в соответствии с недавними правилами Европейского союза, запрещающими использовать триоксид хрома (данный ядовитый химикат применяется предотвращения ржавчины, как объясняет французская отраслевая газета La Lettre).
Пресс-секретарь отказалась подтвердить эти сведения, но заявила, что монетный двор “изменил состав лака и оптимизировал процесс производства, чтобы сделать его более устойчивым к определенным видам использования медалей со стороны спортсменов”.
Столкнувшись с потоком пришедших в негодность наград, Международный олимпийский комитет пообещал найти им замену. “Поврежденные медали будут систематически заменяться монетным двором и гравироваться так же, как и оригиналы”, — говорится в заявлении.
Для LVMH минувшая Олимпиада стала выходом в мир большого спорта и невиданной возможностью для продвижения и рекламы, поскольку прежде компания предпочитала вместо этого демонстрировать отдельные бренды.
“Очевидно, что медали — это уровень выше некуда, они у всех на виду. Поэтому все гадают, как такое могло случиться, особенно с участием LVMH, чей смысл существования — качество и точность”, — подытожил разработчик первоначальной маркетинговой стратегии МОК Майкл Пейн (Michael Payne).