- Сирия: огромные проблемы
- Турция: крупнейший бенефициар
- Катар: разделение влияния
- Саудовская Аравия: главное препятствие
- Евросоюз: острая необходимость
Падение режима Асада вновь возродило разговоры о реализации проекта «Катарский газопровод», пишет NoonPost. Инициатива должна изменить энергетическую карту Ближнего Востока и Европы, однако идея строительства на территории «исторически кипящего котла» не сулит ничего хорошего.
Ахмед Сейф ан-Насер (أحمد سيف النصر)
Падение режима Башара Асада возродило надежды на строительство газопровода Катар-Турция, который соединит Турцию и европейские страны с Катаром через Саудовскую Аравию, Иорданию и Сирию. Данный проект, несмотря на все трудности, способен изменить энергетическую карту Ближнего Востока и Европы, а самое главное — он откроет перспективы для новых отношений и экономического сотрудничества в регионе.
Строительство газопровода Катар-Турция будет иметь далеко идущие геополитические и экономические последствия. Это не просто энергетический проект; он способен перекроить альянсы и повлиять на баланс сил в регионе. Поэтому он столкнется с жесткой конкуренцией со стороны уже существующих и пока еще планируемых газопроводов.
В этом отчете мы расскажем о газопроводе Катар-Сирия-Турция, кто выиграет и проиграет от его строительства, а также рассмотрим возможности и проблемы, стоящие перед этой амбициозной инициативой.
Сирия: огромные проблемы
Газопровод Катар-Турция — один из важнейших энергетических проектов за последние два десятилетия. В начале 2000-х годов Консорциум европейских и турецких энергетических компаний выдвинул идею строительства 1500-километрового газопровода стоимостью более 10 миллиардов долларов.
Предполагается, что природный газ будет транспортироваться с катарского месторождения «Северное» — сверхгигантское нефтегазовое месторождение, расположенное в территориальных водах Катара и Ирана («Южный Парс») — через Саудовскую Аравию, Иорданию и Сирию до турецких распределительных терминалов, а оттуда — в различные страны ЕС: Германию, Испанию, Италию, Польшу, Австрию и др.
В 2009 году Асад отказался подписать договор с Катаром на строительство наземного газопровода, идущего из Персидского залива в Европу через территорию Сирии, чтобы защитить российские интересы. Москва рассматривала газопровод Катар-Турция как прямую угрозу своему доминированию на европейском энергетическом рынке.
Данный газопровод станет альтернативой российскому газу для Европы и снизит ее зависимость от Москвы, поэтому Путин назвал его «заговором НАТО с целью удушения российской экономики». По некоторым данным, Россия потеряла бы около двух третей своего экспорта, если бы данный газопровод был введен в эксплуатацию.
Асад не только препятствовал прокладке трубопровода Катар-Турция. В 2011 году он подписал меморандум о взаимопонимании по строительству альтернативной магистрали длиной 2000 километров и стоимостью 10 миллиардов долларов, включающей Иран, Ирак, Сирию и Ливан, что известно как нефтепровод «Дружба» или «Исламский газопровод».
Иран рассматривает трубопровод Катар-Турция как прямую угрозу своим энергетическим амбициям. С другой стороны, «Исламский газопровод» (Иран—Ирак—Сирия) соответствует геополитическим целям Тегерана и делает его основным поставщиком природного газа на европейские энергетические рынки.
Газопровод берет начало от иранского месторождения «Южный Парс», проходит через Ирак и Сирию, соединяется с портами Ливана, а оттуда идет в Европу. Строительство этой магистрали планировалось завершить в 2016 году, но сирийская революция, продолжавшаяся более тринадцати лет, помешала реализации этого проекта.
Сегодня — после падения режима Асада — появилась настоящая возможность для реализации идей, которые ранее были отвергнуты. У новых сирийских властей появился шанс создать экономически развитую страну, тем более что Сирия находится на пересечении Ближнего Востока, Европы и Азии и имеет стратегическое