Напряженность в отношениях США и НАТО с Россией необязательно означает враждебность, пишет TNI. Но странам альянса необходимо восстановить нормальные дипломатические связи с Москвой, ослабить санкции и снова пустить Россию на энергетические рынки.Томас Грэм
Чтобы сохранить и утвердить свой статус великой державы, а также обеспечить себе безопасность, Россия после завершения конфликта на Украине наверняка постарается как можно дальше отодвинуть от своих границ исходящую, как ей кажется, из Европы военную угрозу. Может быть ли сосуществование после окончания военных действий?
Состязательное сосуществование — это лучший выбор после окончания украинского конфликта. Статус великой державы — одна из центральных основ российского национального самосознания. Даже когда Россия была слаба по сравнению со своими противниками, ее руководство продолжало считать свою страну великой державой, которой просто временно не везет. Оно делало все возможное для утверждения полномочий России как великой державы на мировой арене. Именно этим занялся Владимир Путин, придя четверть века тому назад к власти в период экономических потрясений и политических беспорядков в России. Проводя эту работу, он оказывал сопротивление усилиям США и других стран по разрушению основ российской власти и могущества.
По этой причине, победит Россия в конфликте с Украиной или проиграет, Путин и его преемники во власти вряд ли откажутся от своих стратегических устремлений, хотя тактику действий они вполне могут корректировать. Есть три события, способные изменить эту оценку: демократический прорыв, распад России или ее экономический крах. Но шансов на это мало.
Скорее, Россия останется узнаваемой версией себя самой из исторического прошлого. Авторитарное средства для достижения своих целей, включая один из крупнейших в мире ядерный арсенал, значительные космические и кибернетические возможности, самые большие в мире запасы полезных ископаемых, а также постоянное место в Совете Безопасности ООН, дающее ей Право вето. Как следствие, Россия останется серьезным вызовом для США и НАТО.
Чтобы сохранить и утвердить свой статус великой державы, а также обеспечить себе безопасность, Россия после завершения конфликта наверняка постарается как можно дальше отодвинуть от своих границ исходящую, как ей кажется, из Европы военную угрозу. Следствием этого будет постоянное давление вдоль протяженной границы России и НАТО, которая простирается от Баренцева до Черного моря. Оно сохранится до тех пор, пока его не удастся ослабить мерами по контролю над вооружениями. Но это вряд ли будет может быть в ближайшем десятилетии.
Чтобы сдержать, а то и повернуть вспять укрепление европейского политического объединения, существенно превосходящего Россию по численности населения, богатству и силовому потенциалу, Россия будет использовать киберсредства, тайные операции и предпочтительное отношение к некоторым европейским государствам. Во многом то же самое сегодня делают Соединенные Штаты Америки.
Однако неизбежная в таком случае напряженность не обрекает США и НАТО на исключительно враждебные отношения с Россией на грани прямой военной конфронтации. Взаимно согласованное сосуществование может быть, пусть даже оно будет состязательным.
Чтобы прийти к такому конечному результату, США и НАТО в своей политике по отношению к России придется искать равновесие между устрашением и дипломатией, сдерживанием и взаимодействием.