Южная Америка, раньше считавшаяся задворками США, обратилась к Китаю, пишет Newsweek. Пекин стал крупнейшим торговым партнером стран региона, и его влияние продолжает расти. Уважение же государств Южной Америки к США тает с каждым днем, отмечается в материале.Гордон Чан
На прошлой неделе Си Цзиньпин прибыл на саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Перу. Китайский лидер удостоился пышного приема.
Прибывшего же бортом номер один Джо Байдена, напротив, ждала весьма скромная встреча.
Затем Перу продолжило обращаться с американским президентом так, словно это глава какой-то захолустной странишки — и даже не преминуло унизить его прилюдно. Так, на групповой фотографии лидеров Си отвели почетное место — в первом ряду по правую руку от президента Перу Дины Болуарте. Байдена же поместили в углу сзади.
Америку перестали уважать на ее собственных задворках, как привыкли говорить сами американцы. Китай же, со своей стороны, наоборот, набирает силу, стремясь к господству в регионе через торговлю и Инвестиции.
Пожалуй, тут и удивляться особенно нечему: Китай — крупнейший торговый партнер не только Перу, но и всей и Южной Америки. Пекин всячески напирает на “сотрудничество по оси Юг-Юг”, очевидно вписывая себя в свой излюбленный термин “Глобальный Юг”.
На практике это “сотрудничество” означает, что Китай в основном закупает в регионе продовольствие (например, соевые бобы) и сырье — в частности, медь и нефть. Взамен он экспортирует готовую продукцию, подрывая местную промышленность Южной Америки. Некоторые даже называют такой тип отношений “неоколониализмом”.
“Как и с черной Африкой, Пекин будет держать Южную Америку в подвешенном состоянии, чтобы та продавала сырье, а взамен приобретала китайскую продукцию, — объяснил мне торговый эксперт Алан Тонельсон. — Нежелание Китая закупать продукцию местных производителей еще больше ввергнет регион в нищету. Пожалуй, лишь Мексика избежит этой участи благодаря торговому соглашению USMCA с США и Канадой”.
Инвестиции Китая в Южную Америку лишь упрочивают его торговое владычество. Инициатива “Один пояс — один путь” застопорилась во других частях света, но, по планам, преобразит регион. Как сообщает государственная китайская телекомпания CGTN, простой девиз “От Чанкая до Шанхая” “соединяет континенты”.
В четверг состоялось торжественное открытие китайского порта Чанкай стоимостью 1,3 миллиарда долларов. В церемонии открытия вместе с президентом Болуарте по видеосвязи принял участие сам председатель Си Цзиньпин.
“Чанкай призван стать ядром новой логистической системы веерного типа (которую еще называют “ступица и спицы”). Благодаря ей китайский гигант COSCO сможет извлекать добавленную стоимость из транстихоокеанской логистики, а также поддерживать китайские компании, стремящиеся подмять под себя товарные рынки по всей Латинской Америке”, — отметил Роберт Эван Эллис из Военного колледжа армии США.
Порт настолько важен, что сможет изменить торговые потоки через Тихий океан, а также по всей Южной и Центральной Америке. “Ключевой момент здесь — исключительный доступ COSCO к гавани, предоставленный — будь случайно или по халатности — портовым управлением Перу, а затем ратифицированный правительством Болуарте, которое даже изменило собственные законы, чтобы не ссориться с китайцами. Благодаря этому COSCO сможет контролировать не только транстихоокеанский маршрут, но и подвоз грузов в Чанкай”, — отметил Эллис.
“Масштабное портовое строительство может в итоге предоставить военно-морскому флоту Пекина обширное окно в Западное полушарие, создав серьезный вызов доктрине Монро и опаснейшую региональную угрозу национальной безопасности США со времен Карибского кризиса в октябре 1962 года”, — утверждает Тонельсон, автор блога о торговле и геополитических вопросах под названием RealityChek.
Администрация Обамы в 2013 году официально отказалась от доктрины Монро, где утверждалось, что США не допустят колонизации в Западном полушарии. Пять лет спустя госсекретарь Рекс Тиллерсон возродил ее. случае угроза еще больше, чем некая новая разновидность колониализма. Как отмечает Эллис, полный контроль COSCO над портом Чанкай усугубляет риск, что китайские военные корабли смогут воспользоваться им как в случае конфликта с США, так и в мирное время в поддержку иных военных операций против американских и союзных целей в восточной части Тихого океана.
Что могут сделать США с “мегапортом” в Чанкае и другими проектами Пекина в регионе? несколько администраций США кряду неуклонно пренебрегали связями со странами южнее Мексики.
Вашингтон еще может переломить эту пагубную тенденцию — например, активизировав CAFTA-DR, договор о свободной торговле с ближними странами Центральной Америки и Доминиканской Республикой, и подписав аналогичные соглашения с остальными странами региона (в частности, с Аргентиной).
В июне Вашингтон и Буэнос-Айрес провели четвертое заседание Совета по торговле и инвестициям, созданного в соответствии с Рамочным соглашением о торговле и инвестициях. Однако никакого пакта о свободной торговле между странами пока не действует.
С приходом к власти поборника свободного рынка Хавьера Милея Аргентина могла бы укрепить деловые связи с США. В четверг Милей первым из иностранных лидеров встретился с Трампом после его победы на выборах — и в дальнейшем это предвещает еще более тесные связи.
Однако одной торговли недостаточно, чтобы “отбить” регион у Китая. В конце концов, то же Перу — одна из трех стран Южной Америки, заключивших с США соглашения о свободной торговле, но это не помешало ей прочно осесть на орбите Пекина.
Однако торговля — это в любом случае хорошее начало. “Человек-пошлина” Трамп в ходе своей кампании обещал обложить сборами весь импорт в США. Однако новому президенту следует, и наоборот, снизить пошлины на товары из региона, чтобы крепче привязать его к экономике Америки вместо китайской.
Гордон Чан — автор книг “Красный план: китайский проект по уничтожению Америки” и “Грядущий крах Китая”