- Прозевали Макрона, не учились у Трампа
- сразу два новых лидера
- Вывод для французских правых
- Средство от ультра-правых
В Испании на выборах «золото» получила умеренно правая партия — лояльная к НАТО и США, с завистью пишет автор умеренно правой французской Figaro. А у французов правый фланг оказался поделен между «несистемными» Земмуром и Ле Пен, которых обвиняют в дружбе с Россией. А что такого «ультраправого» в русофилии?
Народная партия Испании победила в воскресенье на всеобщих выборах. Даже если у нее нет абсолютного большинства, ее идеологическая и стратегическая революция должна вдохновить французских правых, объясняет Пьер Клере из аналитического центра Le Millénaire.
На последних выборах в законодательные органы Народная партия заняла первое место, получив 136 мест, их соперники из Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) – 122 места. Даже если испанские правые еще и не уверены в своей способности управлять страной (они могут так и не составить нужное для правления большинство в 176), нужно признать их достижение: они прошли долгий путь «из глубин падения», поскольку на выборах 2019 года они заняли в парламенте всего 88 мест, что являлось их худшим результатом. Таким образом, недавние выборы в Испании позволяют извлечь уроки для французских правых в том, что касается завоевания политического пространства благодаря идеологической революции.
Прозевали Макрона, не учились у Трампа
Французские правые не воспользовались двумя революциями: революцией Макрона и консервативной революцией. С одной стороны, они недооценили способность Макрона меняться. Начинавший как реформатор-либерал, он изменил политический курс в связи с протестами «желтых жилетов», санитарным кризисом и конфликтом на Украине. Была принята более консервативная Политика: Макрон обещал не закрывать «неэффективные» больницы и школы, он обещал поднять уровень минимальной пенсии выше 670 евро в месяц, каковой уровень он унаследовал от «социалиста» Олланда. В итоге почти 60% электората Франсуа Фийона проголосовали за Эммануэля Макрона в 2022 году. Но кроме того, французские правые не одобрили жесткие полицейские меры Макрона против «желтых жилетов». Этим правая партия «Республиканцы» отрезала себя от своих традиционных избирателей (пенсионеров и «лиц свободных профессий»), которых беспокоят прежде всего общественный порядок на улицах и отсутствие дефицита в госбюджете.
С другой стороны, французские правые зря презрительно отвернулись, отказавшись увидеть вторую консервативную революцию, совершенную Дональдом Трампом и Борисом Джонсоном. Чтобы приспособиться к изменениям нашего времени, эти два политика наглядными и волевыми мерами решают те проблемы, с которыми столкнулись их народные электораты. Трамп, например, публично ликвидировал те или иные статьи налогов или вводил чрезвычайные меры против бунтов: так он всячески показывал, что он дает и экономическую свободу, и безопасность. А французские правые презрительно воротили от таких методов нос и в итоге утратили всякую «популистскую хватку», способность очаровывать падкие на популизм слои населения.
В 2019 году испанские правые находились в такой же ситуации. Кризис суверенного долга (2010—2012 гг.) сильно ударил по Испании и привел к принятию мер жесткой экономии. Они в свою очередь привели страну к политической революции, положив конец двухпартийной системе, когда в стране поочередно правили всего две партии – ИСРП и Народная партия. Именно тогда правая испанская Народная партия стала конкурировать в либеральном сегменте с Гражданской партией Ciudadanos, а в популистском и консервативном сегменте – со считающейся в ЕС ультраправой партией Vox (голос). Это привело к смене линии испанских правых в пользу более центристского курса во главе с Пабло Касадо. Но смена лидера не всегда несет удачу: из-за ухода многолетнего лидера Мариано Рахоя Народная партия зафиксировала худшие результаты в своей истории.
Сразу два новых лидера
И вот тогда испанские правые провели собственную идеологическую революцию, воплощенную в курсе Аюсо-Фейхоо (Исабель Диас Аюсо – мэр Мадрида, Альберто Нуньес Фейхоо – новый лидер Народной партии). Он характеризуется принятием четкой позиции, выраженной в понятных народу словах: свобода и идентичность (сохранение души народа) для воссоединения с историей Испании. Что же касается налогов, то правые пообещали снижение налогов по модели управления Мадридом госпожой Исабель Диас Аюсо. Цель – поддержка малых и средних экономических игроков, ослабленных в результате нескольких кризисов.
Действительно, данный курс принес свои плоды во время кризиса Covid: тогда женщина-мэр Мадрида Аюсо решила не закрывать магазины, бары и рестораны вопреки совету премьер-министра Педро Санчеса. Аргументы Аюсо: надо было спасти экономику и привычный образ жизни испанцев. И эти аргументы сработали. С точки зрения сохранения «испанского духа» страны, линия Аюсо-Фейхоо состоит в защите Испании от иммиграции из Марокко и от региональных сепаратизмов. Таким образом, Народная партия стремится быть защитником единой католической Испании. Это очень важно в стране, где избиратели давно чувствуют, что их идентичность находится в опасности.