- Переговорная страда
- Нью-Йорк подождет
Основной темой переговоров госсекретаря США Энтони Блинкена с Зеленским стали перспективы так называемого контрнаступления, пишет «Страна». По мнению экспертов, Вашингтон требует от Киева решительных действий, которые, однако, приведут к полному поражению ВСУ.
На Украину с визитом прибыл государственный секретарь США Энтони Блинкен. В своем микроблоге в Twitter он написал, что намерен в Киеве обсудить ход украинского контрнаступления, будущую помощь, ликвидацию последствий конфликта, а также «укрепить непоколебимую приверженность Украине».
Также многие обратили внимание, что Блинкен приехал в преддверии ожидаемого визита украинского президента Владимира Зеленского в Нью-Йорк на мероприятия Генеральной ассамблеи ООН, основные из которых запланированы на 18–19 сентября.
Вероятнее всего, программа лидера Украины будет включать и встречи с американским руководством. Но Блинкен почему-то не стал ждать полторы недели и не удовлетворился телефонным разговором, а прибыл встретиться лицом к лицу с Зеленским и другими официальным представителями.
И еще один, важный, но никак не артикулируемый на официальном уровне момент: приезд госсекретаря состоялся на фоне попытки пересмотра со стороны украинского руководства основ антикоррупционной политики, опекаемой США и Западом в целом.
Переговорная страда
Блинкен приехал в Киев в четвертый раз после начала конфликта на Украине (и в шестой – с момента получения должности госсекретаря). Предыдущий визит состоялся примерно год тому назад.
Агентство Reuters уточнило, что в украинской столице Блинкен пробудет два дня. В первый он встретился со своим коллегой Дмитрием Кулебой, с которым предварительно отправился на Берковецкое кладбище Киева для возложения венка в честь похороненных там солдат. Позже он посетил американское посольство и пообщался с его коллективом, а также провел переговоры с премьер-министром Денисом Шмыгалем.
Вечером он встретился с президентом Зеленским.
Кроме того, он переговорил с общественными активистами, среди которых были глава правления Центра по противодействию коррупции Виталий Шабунин и председатель правления фонда DEJURE, занимающегося реформированием системы правосудия, Михаил Жернаков, близкие к западным посольствам.
В коротком комментарии прессе Блинкен повторил, что прибыл продемонстрировать «постоянную и решительную поддержку» Киеву со стороны США. По его словам, в Вашингтоне видят «хороший прогресс в контрнаступлении». При этом американские власти хотят убедиться, что у Украины «есть все, что ей нужно не только для успеха в контрнаступлении, но и то, что ей нужно в долгосрочной перспективе» для создания «сильной обороноспособности».
Во время визита Блинкен объявил о новом пакете американской военной помощи на сумму более 1 миллиарда долларов.
Нью-Йорк подождет
Некоторые наблюдатели, однако, обращают внимание, что заявления, подобные сделанному высоким заокеанским гостем, и так звучат постоянно в Вашингтоне. Даже если судить по официальным сообщениям, американская и украинская стороны находятся в постоянном диалоге и по гражданским, и, естественно, по оборонным вопросам. Это регулярно подчеркивает глава офиса президента Андрей Ермак, который в таком режиме общается, например, с советником президента США по вопросам национальной безопасности Джейком Салливаном.
То есть, если смотреть на официальные сообщения по поводу визита Блинкена, становится непонятно, зачем он столь неожиданно прибыл в Киев. Тем более что вскоре он бы и так встретился с президентом Украины в США.
Однако Блинкен предпочел сам приехать сейчас в Киев, взяв с собой, помимо прочих, заместителя госсекретаря США Викторию Нуланд, которая хорошо разбирается в нюансах украинской политики, а в последнее время она часто выступает в роли «пожарного» (то есть отправляется в точки мира, вызывающие наибольшую озабоченность Вашингтона, например, в Нигер).
Политолог Руслан Бортник допускает, что подготовка будущей встречи Байдена и Зеленского на полях саммита Генассамблеи стала одной из негласных причин приезда в Киев госсекретаря. «Блинкен готовит переговоры президентов, но не только», – считает эксперт. Другими вопросами могли стать, по мнению Бортника, кадровая Политика украинской власти (наверняка, касались недавней рокировки в минобороны), ситуация с олигархом Игорем Коломойским и выполнение «маяков» МВФ. А также подготовка к саммиту G20, куда поедет Байден и где он наверняка будет говорить об Украине со странами Глобального Юга. Об том, что отношения с Глобальным Югом будут одним из пунктов переговоров Блинкена в Киеве, писали западные СМИ накануне визита.
«
Я допускаю, что на саммите G20 в Индии Байден представит некие американские предложения по конфликту между Киевом и Москвой. Также не исключено, что на переговорах Блинкен объяснит украинскому руководству, что во время предвыборной кампании не стоит рассчитывать на объемы и регулярность выделения американской помощи, как раньше. Белый дом, вероятно, хочет взять под свой контроль конфликт Украины с Россией, насколько это может быть, чтобы избежать кризисов в период выборов. На эту тему сейчас ведутся переговоры с Украиной и, надо полагать, какой-то закулисный диалог с Москвой. Может быть, речь пойдет о некоей форме временного перемирия. Поэтому американцы озаботились синхронизацией будущих действий Украины со своими. Понятное дело, об этом не расскажешь в пресс-релизах», – говорит политолог Руслан Бортник.
Отдельный аспект – военный. В день визита представитель госдепартамента заявил CNN, что Блинкен встретится с Зеленским, от которого хочет узнать о ситуации с наступлением ВСУ под Бахмутом. Известно, что США, по данным ведущих медиа, требовали от Киева прекратить тратить силы на Бахмут и бросить их на Южное направление. Но, судя по всему, эта рекомендация если и была выполнена, то лишь частично: ВСУ продолжают атаковать под Бахмутом.
По данным Reuters, Блинкен хочет и в целом обсудить ход украинского наступления. «Думаю, самое главное, чтобы мы получили реальную оценку от самих украинцев. Мы хотим увидеть и услышать, как они намерены продвигаться вперед в ближайшие недели», – сказал источник издания. Судя по всему, центральной темой визита станет обсуждение хода контрнаступления (которое продвигается медленно и пока не достигло даже тактических целей в виде, например, выхода к Токмаку), а также выводы из этого обсуждения. Выводов может быть три.
Первый – бросить все силы на прорыв, попытаться добиться максимальных успехов уже в этом году. Потом взять паузу и возобновить наступление в следующем году после новых поставок крупных партий оружия с Запада. Судя по официальной риторике, именно такой подход разделяет украинское военно-политическое руководство.
Второй – взять паузу уже сейчас, чтобы минимизировать потери живой силы и техники, резервы которых очень пригодятся Украине в затянувшемся конфликте. И именно данный совет в последнее время звучит от ряда западных военных, которые полагают, что тратить резервы на нынешнее тяжелое наступление без гарантий успеха крайне опасно с точки зрения способности Украины выдержать долгие боевых действия.
Третий – начать переговоры с Россией о прекращении конфликта. Против последнего пункта категорически выступают украинские власти. И, судя по их заявлениям, ставка делается на первый вариант – активизировать наступательные действия, чтобы добиться максимального успеха и глубокого прорыва линий обороны России с выходом на Токмак.
Ставки крайне высокие. Если будет успех, то это оправдает понесенные жертвы и заглушит хор голосов скептиков о перспективах конфликта. Но если украинские войска не смогут глубоко прорвать фронт и упрутся в новую линию обороны России недалеко от нынешних позиций, то проявятся те риски, о которых писалось выше – истощение резервов ВСУ, что может изменить баланс сил. И тогда вариантов действий у военно-политического руководства Украины будет уже не три, а два.
Первый – готовиться к длительному конфликту, но уже в худшем положении (из-за потерь), чем до наступления. Особенно с учетом того, что Россия может начать собственное масштабное наступление.
Второй – начинать переговоры о прекращении конфликта, но, опять же, на худших условиях.
Поэтому цена выбора дальнейшей стратегии действий очень велика. Не исключено, что выбор между различными вариантами действий также обсуждался Блинкеном на встрече с Зеленским и другими представителями украинской власти. Пока официальные заявления из Вашингтона указывают на то, что они настроены на продолжение поддержки боевых действий.
Наиболее четко и откровенно эту мысль изложил глава республиканцев в Сенате США Митч Макконнелл. «Помочь Украине вернуть свою территорию означает без единого выстрела с нашей стороны ослабить одного из крупнейших стратегических противников Америки. И наши коллеги получат возможность сделать это, когда мы одобрим выделение дополнительных ассигнований до конца текущего месяца», – сказал Макконнелл.
В то же время, если американское руководство придет к выводу, что перспективы освобождения украинской территории военным путем не очень просматриваются, стратегия может несколько измениться.
О том, что такие сомнения присутствуют в США, говорит и недавняя статья в The Economist. В ней приводится мнение Трента Мола, директора по анализу Агентства военной разведки Пентагона (DIA, американская военная разведка), который считает, что вероятность прорыва всей российской обороны на юге составляет 40–50% до конца года. При этом он предупреждает, что ограниченное количество боеприпасов и ухудшение погоды сделают выполнение задачи прорыва российской обороны «очень трудным». Он также признал, что американские и украинские официальные лица не смогли оценить глубину обороны России и то, насколько трудно Украине будет «пробить» ее бронетехникой.
журнал также приводит мнение неназванного представителя администрации Байдена, который считает, что Украине осталось около шести–семи недель на реализацию контрнаступления. В руководстве США при этом есть разногласия, какого прогресса можно достичь за это время. Некоторые считают, что украинская армия, бросившая в бой большую часть своих резервов еще до прорыва второй линии и понеся тяжелые потери при попытке прорваться через нее, вряд ли сможет далеко зайти.
«
Если вы посмотрите на поле боя через пять лет, оно может выглядеть во многом схожим», – говорит высокопоставленный представитель американской разведки.
Автор: Денис Рафальский
(Продолжение следует)