- Истребитель пятого поколения Су-57: три партии
- Истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-35: четыре партии
- Истребитель-бомбардировщик Су-34: шесть партий
- Многоцелевой истребитель Су-30СМ2: одна партия
Российская авиационная промышленность продолжает развиваться, пишет MWM. По мнению автора, с 2022-го произошел значительный рост внутреннего спроса на истребители. Кроме того, в 2024 году ВКС РФ получили 14 партий самолетов: Су-57, Су-35, Су-34 и Су-30СМ2 .
В 2024 году российская авиационная промышленность продолжила выпускать как истребители, так и вертолеты для внутреннего использования и на экспорт, одновременно обеспечивая ремонт, модернизацию и переоборудование действующего воздушного флота. В условиях военного времени с 2022 года российская промышленность столкнулась со значительным ростом внутреннего спроса, поскольку ВКС стремятся не только восполнить понесенные на Украине потери, но и расширить действующий парк. Прекращение производства истребителей Су-30СМ и Су-35, ожидаемое около 2030 года, лишь усилило призывы к наращиванию поставок сейчас, чтобы в будущем освободить производственные линии для других, более современных классов истребителей. В настоящее время в России действуют четыре завода по производству истребителей, причем половина из которых параллельно выпускают еще два типа самолетов. Однако лишь три из этих предприятий получили заказы от Министерства обороны России на новые истребители, тогда как четвертый, авиационный завод «Сокол», выпускает истребители МиГ-29М и МиГ-35 на экспорт, а также ремонтирует и модернизирует перехватчики МиГ-31БМ и истребители-бомбардировщики МиГ-31И для внутреннего использования. Ниже приводится разбивка всех четырнадцати партий истребителей, поставленных в Вооруженные Силы России в 2024 году, в том числе по заводам.
Истребитель пятого поколения Су-57: три партии
Российские государственные источники сообщили о поставке трех партий истребителей пятого поколения Су-57 за 2024 год — 12 сентября, 11 ноября и 23 декабря соответственно. Размер партий не раскрывается, и неясно, достигла ли российская промышленность своей весьма смелой цели увеличить Производство Су-57 в 2024 году на 67% до 20 штук — по сравнению с 12 в 2023 году. В августе на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре открылись новые мощности для расширения производства Су-57, хотя, поскольку точное количество поставленных истребителей государственные источники так и не назвали, есть вероятность, что намеченный производственный рубеж так и не был взят.
13 ноября генеральный директор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев сообщил, что контракт на экспорт Су-57 уже подписан, и это, вкупе с дальнейшим зарубежным спросом, сулит дальнейшую переквалификацию производственных мощностей в ближайшие годы. Благодаря эксплуатации Су-57 на украинском театре военных действий с начала 2022 года, и истребитель этого поколения неоднократно доказал, что ему нет равных в высокоинтенсивных боевых действиях. В частности, самолет использовался для подавления ПВО, воздушных боев и операций в сильно защищенном воздушном пространстве противника, а также выполнял высокоточные удары. Предполагается, что в будущем запланировано открытие второй производственной линии — может быть, на Иркутском авиазаводе, который в настоящее время производит истребители Су-30СМ/СМ2.
Истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-35: четыре партии
В 2024 году ВКС России получили четыре партии истребителей Су-35: 12 апреля, восьмого мая, 12 сентября и 11 ноября. Истребители производятся на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре вместе с Су-57 и продолжают играть ключевую роль в российской воздушной кампании на Украине, выполняя целый ряд функций: от воздушного боя до подавления ПВО. По сообщению ряда источников, с начала полномасштабных боевых действий на Украине были отданы приказы об ускорении производства Су-35. Если информация подтвердится, это послужит трем целям: восполнить потери; модернизировать еще больше подразделений времен холодной войны, составленных из истребителей семейства Су-27; и сформировать новые подразделения для расширения флота.
Эксплуатационные расходы Су-35 заметно ниже, чем у его предшественника времен холодной войны Су-27, тогда как производственные затраты также оцениваются всего в 17 миллионов долларов за самолет в зависимости от обменного курса. Сочетание большой дальности, высочайшей маневренности и крупнейшего набора датчиков с относительно невысокой стоимостью делает истребитель весьма привлекательным для крупномасштабных закупок. Однако российские закупки Су-35 могут сократиться в ближайшем будущем, поскольку ожидается, что в 2025 году Су-35 начнут поступать в ВВС Ирана, которые в дальнейшем могут разместить новые заказы. Кроме того, над покупкой самолета раздумывают и индонезийские официальные лица. Наконец, в 2024 году все чаще поднималась возможность приобретения Су-35 Северной Кореей, а американские государственные источники подтвердили, что такие поставки ожидаются.