Дизельная подводная лодка Б-396 была построена на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде в 1979 году, носит имя «Новосибирский комсомолец» и служила на Северном флоте с 1980 по 2000 гг. Несла службу в Северном-Ледовитом и Атлантическом океанах, в Средиземном море и у Западного побережья Африки. В 2003 году переоборудована в музей.
Характеристики лодки:
- надводное водоизмещение лодки — 2770 тонн, подводное — 3600 тонн.
- длина — 90 м,
- ширина — 8,6 м,
- осадка — 5,7 м,
- максимальная глубина погружения — 300 м,
- рабочая глубина погружения — 240 м,
- скорость полного хода: надводная — 13 узлов,
- подводная — 16 узлов (не более 30 км/ч).
- дальность плавания: под водой — 450 миль (без подзарядки) над водой — 14 000 миль,
- экипаж — 78 человек, из них 17 офицеров.
- вооружение — 6 торпедных аппаратов калибром 533 м, боезапас 24 торпеды.
- 3 дизельных двигателя — 5250 л.с.
- 3 электрических двигателя — 5400 л.с.
- Всего построено 18 лодок этого типа.
При переоборудовании в музей с лодки убрали два из трех дизельных двигателей, часть торпедных аппаратов, расширили проходы, установили двери в корпусе (обычно вход в лодку и выход из нее осуществлялся исключительно через люк).
Лодка состоит из 7 отсеков:
- торпедный
- жилой
- ЦПУ (Центральный пункт управления)
- аккумуляторный
- дизельный
- электромоторный
- кормовой
Торпедный отсек
В этом отсеке находятся и водолазные костюмы, которые использовались при необходимости. Здесь же были и спальные места военнослужащих, но их сняли, так как негде было бы разместиться посетителям.
Слева видны торпеды. Заряд одной торпеды эквивалентен 300 кг тротила.
Справа виден аквалангический костюм. Он предназначен для эвакуации экипажа в случае аварии. Если лодка затонула на глубине до 100 метров, то через торпедный аппарат можно выбраться на поверхность. Т.е. нужно залезть вместо торпеды, после туда накачают воду под тем давлением, которое с наружи, и уже потом открывают внешнюю заслонку торпедного аппарата.
Но перед тем как всплывать необходимо выкинуть буй, на тросе которого есть отметки глубины. Это нужно для более равномерного всплытия (человек ориентируется по этим меткам при подъеме). Если всплывать резко, то неизбежна кессонная болезнь. Кессонная болезнь возникает в результате того, что растворенный в крови азот в процессе снижения давления бурно выделяется из нее и не успевает выходить через легкие наружу. В результате кровь как бы вскипает.
Если глубина больше 100 метров, то придется ждать помощи сверху. Сверху спускается что-то вроде купола и через люк экипаж выбирается наружу. Закрытый люк служил для загрузки торпед.
Ящик с красной звездой — это регенератор кислорода.
В случае аварии он поглощал углекислый газ и выделял кислород.
В реальности на лодке было очень тесно. Это вам не прогулка на теплоходе. Переходы на лодке осуществлялись через люки, они сохранены, но добавлены традиционные двери, где проходят посетители. Через люки матросы как бы переступали (левой ногой вперед — все как в армии). Никто не прыгал через эти люки как цирковой лев (вспомнил фильм «U-571»). После перехода в другой отсек люк необходимо закрыть.
Когда отсеки задраивались, единственным средством связи оставалась специальная система сигналов перестукиванием. Чтобы, к примеру, изобразить букву «В» надо было стукнуть один раз, затем пауза, затем стукнуть еще три раза.
Жилой отсек
Каюта командира. Входы в каюты заделаны стеклом. На самом деле внутри подлодки никаких стеклянных дверей естественно не было. Это сделано специально для удобства осмотра. Только у командира был умывальник, остальные подводники не умывались и не чистили зубы.
Офицерские каюты вмещали по 2 офицера
Ниче так, гламурненько
Столовая для офицеров.
В случае необходимости стол протирали спиртом и столовая превращалась в операционную.
Каюта врача
Гальюн (туалет) был закрыт.
Раньше он был открыт, но посетители пытались использовать его по назначению.
Центральный пункт управления
Здесь сидел командир
Компьютер. По входным данным с учетом всяких поправок компьютер рассчитывал курс, расстояние и т.д.
Управление запуском торпеды.
Для чего нужна красная кнопка объяснять не нужно.
Управление двигателями. Всего их было 3. Соответственно у лодки было 3 винта.
Рубка гидроакустики для прослушки океана
Штурман
Рубка радиолокации
Плафон, который виден на фото использовался не только по прямому назначению, но и для посвящения новичков. Когда лодка погружалась на 100 метров, то снаружи забирали холодную морскую воду, наливали в плафон и давали выпить новичку.
Аккумуляторный отсек
Здесь располагались аккумуляторы.
Надо сказать, что лодка имела 3 яруса. Экскурсия проходит только по верхнему.
Камбуз (кухня)
Кок готовил 4 раза в день чтобы прокормить 78 человек! Питание на подводной лодке было очень хорошим. Суточный рацион подводников включает такие продукты, как:
икра красная — 5 г
балык осетровых рыб — 5 г
семга соленая — 10 г
шпроты — 15 г
колбаса твердого копчения — 15 г
куриное яйцо
мед — 5 г
шоколад — 15 г
сыр, молоко, творог
фрукты, соки, овощи
солености, свежее мясо на костях — 400 г
свежая рыба — 240 г
хлеб белый — 600 г
хлеб черный — 400 г
консервы рыбные, консервы мясные, консервы овощные
вино сухое — 50 г.
Причем, ассортимент блюд был очень богатым. Например, если кок приготовил гречневую кашу, то в следующий раз он приготовит ее примерно через месяц. Столовая была только у офицеров. Рядовые матросы питались сидя на кроватях. Прием пищи производится по сменам между вахтами четыре раза в сутки: завтрак, обед, ужин, вечерний чай (горячее первое, второе — в обед и в ужин). Еду разносили 2 помощника, они же мыли посуду.
Матросы носили вот такие легкие сандалии. Кирзачи на подводной лодке не нужны.
Нужно отметить, что музей сделан великолепно.
На мониторах можно посмотреть 3D-ролик атаки подводной лодки
Модель лодки в масштабе 1:40
Дизельный отсек
Один из трех дизельных двигателей.
Мощность каждого 1700 л.с.
Лодка на поверхности включала дизели. Они заряжали аккумуляторы за 10 часов. Потом лодка погружалась и уже под водой работала на электромоторах. Под водой она плавала до 10 суток, после чего всплывала наверх чтобы снова зарядить аккумуляторы с помощью дизеля и набрать воздух. Температура внутри достигала 70 градусов!
Электромоторный отсек
У лодки было 3 электромотора, которые работали от аккумуляторов.
Здесь же расположена душевая. Душ принимали раз в неделю. Мылись морской водой. Для этого были специальные шампуни, которые мылились в соленой воде. Белье было одноразовым. После душа выдавался новый комплект, а грязное белье выкидывали за борт.
Кормовой отсек
А вот здесь у меня закончились аккумуляторы на фотоаппарате. Поэтому фотки ниже я брал из интернета.
Койки для матросов. Хотя места на подлодке мало, но у каждого члена экипажа было свое спальное место. Кормовой отсек был обшит пробковым деревом (для шумоизоляции)
Музей
Возле лодки установлены некоторые образцы сопутствующей техники
перископ
выдвижное устройство «Завеса».
Предназначено для избирательного приема оперативной информации
выдвижная антенна «Синтез».
Предназначена для избирательного приема оперативной информации
имитатор торпеды.
Предназначен для проверки работоспособности торпедного аппарата во время залповой стрельбы.
аварийно-спасательный буй
выпускаемое буксируемое антенное устройство «Параван».
Предназначено для обеспечения связи.
Экраноплан. Предназначен для доставки десанта. Преимущество в том, что он летит очень низко над водой и не виден для радаров. Может садиться на воду.
«Скат» — катер-амфибия на воздушной подушке
Лодка находится на Химкинском водохранилище в парке «Северное Тушино»,
ул. Свободы, м. Сходненская. От метро примерно 5 мин пешком в сторону набережной.
Посещение только в группе с экскурсоводом. Группа 7-13 человек. По выходным экскурсии проходят каждые 40 минут.
Стоимость взрослого билета 180 руб, для студентов — 40 руб, фотосъемка — 100 руб
Часы работы с 10:00-17:00.
Выходные — понедельник, вторник.
Телефон — (499) 729-66-02.
Абордажный лом с хреном вам во все дыры! мазуты жидкие под солидолом!
Это вам не такси, это военный корабль! Да я авианосец могу на дно пустить… ну, если повезет.