В Швейцарии со времен «холодной войны» осталось 261 418 бомбоубежищ на случай ядерной катастрофы. Что с ними делать теперь, никто не знает, но новые бункеры продолжают строить.
Среднее швейцарское бомбоубежище представляет собой бункер весьма скромных размеров: помещение площадью 2,5 на 3,5 м нередко располагается в подвале обычного жилого дома. Пол, потолок и стены бункера сделаны, как и положено, из массивных железобетонных плит. Чтобы открыть или закрыть бронированную дверь в полтонны весом, необходимы совместные усилия нескольких человек. Единственное окно закрыто металлическим щитом-дверью с двойным замком. В стену вделано устройство для очистки воздуха — замысловатое приспособление, напоминающее по форме перевернутый знак вопроса. В ожидании ядерной зимы кондиционер обычно питается свежим воздухом из окружающего дом садика.
В Швейцарии есть и коммунальные бункеры, вмещающие несколько сотен человек, но они не пользуются популярностью. Жители богатой страны, привыкшие к разного рода удобствам, готовясь к мировой войне, долгое время требовали индивидуальных бомбоубежищ. Поэтому современные дома нередко оснащены уютными и комфортабельными бункерами, рассчитанными человек на восемь, где есть все условия: спальные места типа откидных полок, биотуалеты, амортизаторы на потолке и стенах, поглощающие удары извне, новомодные вентиляционные системы — можно не трудиться включать кнопку, все заработает само. Чего еще человеку надо?
Времена изменились, но швейцарская бункерная индустрия, обеспечившая бомбоубежищем каждого из своих семи миллионов граждан, переживает не худшие времена: сегодня она использует свои наработки в мирных целях. В ассортименте услуг имеются, например, кондиционеры-влагопоглотители для помещений и сушилки для одежды.
«Швейцария пропитана влагой, — говорит президент фирмы в свое время построившая немало убежищ в альпийских склонах — и многие бункеры стоят затопленные водой». Фирма , теперь специализируется на создании систем безопасности для подземных тоннелей и метро и регулярно получает заказы из стран азиатского региона.
Впрочем, миролюбивые швейцарцы продолжают потихоньку готовиться к войне: в прошлом году, например, было сооружено около 6000 новых бомбоубежищ. Но все же это процентов на шестьдесят меньше, чем в 1980-е гг. , на которые приходится пик бункеростроительства. «Конечно, в этом бизнесе уже нет такой эйфории, как раньше», — вздыхает строитель.
Первый бум индустрии начался после Второй мировой войны, второй — в начале 1971 г. , когда Соединенные Штаты и Советский Союз начали новый этап производства и размещения ядерного оружия и у всех в умах закрутились леденящие душу сценарии глобальной катастрофы. Тогда швейцарское правительство приняло закон, соответствующий лозунгу "Каждому швейцарцу — по бункеру! ". Это был своеобразный ответ нейтральной страны агрессивным политикам: американцы имели право держать многомиллионную армию, швейцарцы — право зарываться в землю всей страной.