Антон Трофимов
Чем выше шансы Дональда Трампа победить в президентской гонке в Америке, тем вероятнее коллапс прежней системы НАТО. И тем активнее французский президент Эммануэль Макрон претендует на роль главного европейского «ястреба». Явно рассчитывая извлечь из нее и политическую, и финансовую выгоду.
«
Президент Франции Эммануэль Макрон рассматривает различные сценарии размещения западных войск, в том числе французских сухопутных сил, на Украине, — раскрывает планы Люксембургского дворца телеканал TF1. — „Наш долг — подготовиться ко всем сценариям. Не сделать этого будет ошибкой“, — сообщил сегодня в интервью газете „Паризьен“ глава Республики».
Франция критически восприняла воинственные планы президента. «Макрон, своими высказываниями о переброске армии в качестве помощи и жертвы для Украины во избежание ее гибели, вызвал переполох, который на самом деле стал темой недели, если не года или даже полувека после Второй мировой войны, — пишет обозреватель Le Pointe Камель Дауд. — Зайдем ли мы так далеко, чтобы послать сынов нашей страны воевать за Украину? Это ведь и есть реальный вопрос. Все остальное — фантазии, побрякушки. Итак, в ответ прозвучало у кого-то неловкое, у кого-то гневное, паническое или трезвое „нет“ или „может быть“, „никогда“, „почему я, а не он?“».
Отрицание идеи вмешательства Франции в конфликте на Украине выглядит особенно ярко на фоне массовой поддержки СВО в России. Российские военные ясно понимают, что и почему они делают на передовой. Французские, если дело дойдет до реальной отправки, ничего подобного сказать о себе не смогут — и не захотят.
Европейцы просто не хотят воевать. Чем выше угроза общего конфликта, тем быстрее они увольняются из армий! «Речь идет уже даже не о том, чтобы набрать новых солдат, а о том, чтобы действующие не увольнялись, — сообщает американская Politico. — На этой неделе министр вооруженных сил Франции Себастьян Лекорню представил план удержания кадров, призванный убедить военнослужащих не вешать форму на гвоздь. Несколькими днями ранее в парламент Германии поступил годовой доклад, по которому за один лишь 2023 год Бундесвер покинули около 1 537 солдат, сократив его общую численность до 181 514 человек».
«
Эти разговоры сейчас идут во всех столицах, во всех демократических странах с профессиональными армиями без всеобщей воинской повинности», — цитирует журнал французского министра, подчеркивая, что в своем заявлении он «отдельно упомянул Великобританию и США». Понятно, почему отдельно! Даже американские «ястребы» сегодня воздерживаются от слишком воинственных заявлений: а ну как сменится глава администрации, а Трамп явно не хочет дальнейшего обострения отношений с Россией. Что касается Великобритании, то там сразу две проблемы. Первая — возможная отставка премьера Риши Сунака. Вторая — крайне плачевное состояние вооруженных сил, которое англичане наконец-то признали официально.
Даже «ливерная колбаса» Шольц, добившийся, что Германия стала крупнейшим поставщиком финансовой и военной помощи на Украину (и тем самым столкнула себя в экономическую пропасть), не хочет поддерживать Макрона. У него то ракеты Taurus оказываются слишком дальнобойными, то численность бундесвера снижается, то склады пустеют, то деньги в бюджете кончаются… Словом, канцлеру очень не хочется отправлять немцев воевать с русскими.
Оно и понятно. Германия гораздо лучше Франции помнит, чем закончился ее последний «дранг нах Остен». Взятие Парижа союзниками всего лишь принесло колоссальные барыши столичным трактирщикам, а дамам света и полусвета — множество острых ощущений. Взятие Берлина русскими войсками стало финалом глобальной катастрофы, которую Третий рейх подготовил сам. И повторять данный опыт немцам явно не хочется.
одной только исторической памяти недостаточно, чтобы удержать страну от воинственной риторики и попыток взяться за перекраивание мира. Но экономические-то данные должны были дать Макрону