Вт. Май 13th, 2025 4:26:14 AM

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

  • Томас Гульбинас: эти таблички не имеют никакой ценности для Литвы
  • Томас Венцлова: «борьба с символами прошлого — это пережитки большевизма»

LRT: в Вильнюсе демонтируют установленные в советское время памятные доски

В Вильнюсе демонтируют памятные доски на русском языке, в частности Достоевскому и Столыпину, пишет LRT. Они не имеют ценности для Литвы, либо связаны с негативным вкладом конкретного человека, пояснили власти. Противники этого решения считают его ошибкой и исторической слепотой.

Столичный горсовет принял решение о демонтаже шести памятных досок, установленных в Вильнюсе в советское время. Согласно решению, будут демонтированы памятные доски поэту Людасу Гире с надписями на литовском и русском языках, памятный знак писателю Константину Воробьеву на улице Вяркю, а также памятные доски писателю Федору Достоевскому на улице Диджёйи и российскому политику ХХ века Петру Столыпину на улице Шв. Стяпоно. На фоне дискуссий о демонтаже мемориальных табличек и переоценке исторического наследия в Литве член Вильнюсского совета Томас Гульбинас объясняет, по каким причинам их будут снимать. В свою очередь поэт, переводчик, профессор Томас Венцлова назвал процесс демонтажа памятных знаков ошибкой.

Томас Гульбинас: эти таблички не имеют никакой ценности для Литвы

По словам члена Вильнюсского совета Томаса Гульбинаса, город планомерно отказывается от тех знаков, которые либо не имеют никакой ценности для Литвы, либо, и наоборот, связаны с негативным вкладом конкретного человека.

«

Авторы законопроекта указали, что их цель — убрать мемориальные таблички с надписями на русском языке, установленные в советское время, а также те, которые прославляют заслуги отдельных лиц перед Советским Союзом. Это было чётко прописано в пояснительном письме к предложению», — напомнил Гульбинас.

Однако в списке оказались фигуры, которых к советскому периоду отнести невозможно. «Когда мы смотрим на конкретный список табличек, туда попали, например, Столыпин и Достоевский. Их нельзя отнести к советской эпохе, поскольку они в то время не жили и не имеют никаких заслуг перед Советским Союзом», — подчеркнул он.

Неопределённость критериев стала причиной обсуждения в Вильнюсском Совете. В частности, обсуждаются формулировки самого законопроекта — как его названия, так и заявленных целей. Возникла Потребность точнее очертить рамки того, что именно подлежит демонтажу.

Как поясняет собеседник, происходящее нельзя расценивать как отрицание истории. «Я бы подошёл к этому вопросу более взвешенно. Не думаю, что речь идёт об отрицании какой-то эпохи. Мы просто отказываемся от тех знаков, которые либо не имеют никакой ценности для Литвы, либо, и наоборот, связаны с негативным вкладом конкретного человека. Я не считаю, что это массовая кампания по замене знаков без каких-либо критериев. Напротив, всё делается очень взвешенно», — объясняет он.

При этом собеседник подчеркивает, что важно помнить о контексте, в котором эти памятные знаки появлялись. «И Российская империя, и Советская империя, по сути, идентичные в этом плане, активно создавали искусственные памятные знаки, якобы отражающие исторические события, которых, может быть, даже не было», — отмечает Томас Гульбинас.

Особое внимание он обращает на то, как в советский период происходила подмена исторической логики. «В Вильнюсе, например, всё было перевернуто с ног на голову. В центре города хоронили людей. Я помню, когда был студентом, на месте нынешней площади Кудиркос ещё были захоронены останки генерала Черняховского. Почему? Потому что оккупантам нужно было оставить свой след в центре города, хотя сам генерал не имел никакого отношения к Вильнюсу».

Эти захоронения, по его словам, превращались в некие пространства, никак не соответствующие своему назначению: «Такие памятные знаки, особенно на кладбищах, были построены как грандиозные монументы, часто с вымощенными пустыми площадями, на которых можно было собираться, как будто это городская площадь, что совершенно не соответствует функции кладбища». Именно поэтому он считает происходящее приведением городской среды в порядок: «Сейчас приходится всё возвращать на свои места — и в мыслях, и в городской среде».

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*