Одних лишь ГМО для этого будет недостаточно, так как в пересмотре нуждается вся нынешняя система сельского хозяйства
На прошлой неделе моей дочери исполнилось семь лет, мы приготовили ей шоколадный торт. Сейчас я спрашиваю себя, сможет ли она однажды сделать то же самое для собственного ребенка. Ученые уже сегодня предупреждают нас о трудностях с выращиванием какао и пшеницы, которые вызваны изменениями в графиках температур и осадков.
В ближайшие полвека потепление климата изменит наш мир, причем мы с вами лишь только начинаем осознавать масштабы грядущих преобразований. Человечество перекроило климат на нашей планете, и последствия его решений отразятся на всем мире, в том числе на методах выращивания продуктов питания.
Грядущая дестабилизация
Взять хотя бы кукурузу. Эта культура, которая прочно удерживает первое место (по объемам) в США, попросту не растет при температуре свыше 35°C. В ХХ веке в Айове раз в десятилетие наблюдались подобные температурные пики продолжительностью в три дня подряд. Тем не менее, если выбросы парниковых газов останутся на столь же высоком уровне, такая жара в Айове будет стоять три лета из четырех. Об этом говорят прогнозы профессоров Катарин Хейхоу (Katharine Hayhoe, Техасский университет) и Дональда Уэбблса (Donald Wuebbles, Иллинойский университет).
Параллельно с этим явлением мировая потребность в продовольствии будет становиться все выше. К 2050 году население нашей планеты может достичь отметки в 9,3 миллиарда человек. Кроме того, после повышения уровня жизни в развивающихся странах у потребителей появятся более требовательные к ресурсам пищевые привычки, что касается, например, роста объемов мясной продукции.
Как следует из прогноза научного консультанта британского правительства Джона Беддингтона (John Beddington), к 2030 году взаимодействие трех тенденций (изменение климата, демографический рост и сокращение ресурсов) может привести к «масштабной дестабилизации», которая чревата народными волнениями и массовой миграцией (люди будут пытаться покинуть территории, где ощущается нехватка продовольствия и воды).
ГМО: решение под крупный рекламный бюджет…
Тем не менее, этот ужасающий сценарий не должен проявиться на практике. Нам достаточно известно о том, что работает и что не работает, чтобы прокормить мир, несмотря на изменение климата. Вообще, немалое число подобных методов и технологий существуют уже сегодня, в США и других государствах.
Главное, что нам сейчас нужно, это добиться распространения этих отдельных достижений, сделать так, чтобы они стали правилом, а не исключением. Тем не менее, эту задачу отнюдь не назвать простой, учитывая, что способные действительно улучшить жизнь людей решения отходят на второй план под напором недостаточно эффективных альтернатив, которые пользуются мощной рекламной поддержкой или расположением правительств.
Возьмите, например, заявление о том, что в связи с потеплением климата нам необходимы зерна, которые обладают лучшей сопротивляемостью к жаре и засухе. Добрые дяди из Monsanto потратили немало средств, чтобы донести до всех этот посыл. Воспользовавшись щедротами двух главных источников поддержки ГМО (фонд Билла и Мелинды Гейтс и фонд Уоррена Баффета), Monsanto заявила, что уже сейчас добилась повышения урожайности кукурузы в Африке на 25-35%. Все замечательно, если бы не одно «но»: источник столь оптимистичных данных — это собственный сайт компании, причем позднее информация вообще была удалена.
… которое далеко не всегда эффективно
Научные круги отнюдь не проявляют особых восторгов по поводу способности ГМО добиться революционных изменений в урожайности сельскохозяйственных культур в условиях изменения климата. Пожалуй, лучший анализ этой проблемы можно найти в отчете «Сельское хозяйство на перепутье» (Agriculture at a Crossroads), который был обнародован в 2009 году в рамках программы «Международная оценка сельскохозяйственной науки и технологий для развития» (IAASTD).
Во время выступления в Конгрессе курировавший подготовку доклада ученый Роберт Уотсон (Robert Watson) осторожно попытался объяснить, что генетически модифицированные семена представляют собой непроверенную технологию с неясными преимуществами: «Возможно, пройдет по меньшей мере несколько лет до того, как эти черты [ГМО] смогут найти какое-то коммерческое применение».
Более широкая стратегия
Таким образом, улучшения семян будет недостаточно для выхода из ситуации. Чтобы накормить мир в условиях изменения климата, потребуется более широкая стратегия, которая будет основана на двух императивах:
С одной стороны, нам нужно быстрыми темпами сократить объемы выбросов парниковых газов, чтобы не оказаться в положении, когда климатические изменения будут уже необратимы. С другой стороны, нам нужно подготовить сельскохозяйственный сектор к ожидающим нас в ближайшее время последствиям потепления, которые и сами по себе достаточно серьезны.
В настоящий момент у доминирующей в агропромышленной отрасли системы есть сразу два серьезных недостатка. Во-первых, она ведет к выбросам огромных объемов парниковых газов (прежде всего, это объясняется потреблением гигантского количества нефти) для питания ферм и оборудования, производства удобрений и транспортировки продовольствия на международный рынок. Во-вторых, упор на посадках одной культуры делает ее чрезвычайно восприимчивой к повышению и колебаниям температуры, а также связанному с климатом распространению вредителей и заболеваний. Глава вашингтонской неправительственной организации Ecoagriculture Partners Сара Шерр (Sara Scherr) так оценивает ситуацию:
«Нам, безусловно, нужно улучшать семена и адаптировать их к климату, но нельзя забывать и о повышении разнообразия. Сейчас все скорее предпочитают действовать следующим образом: «Давайте выведем устойчивые к засухе семена и посеем их на миллионах гектаров». Преобладающая в настоящий момент в сельском хозяйстве экономическая модель основана на максимизации объемов, что является препятствием для разнообразия».
Что такое агроэкология?
Все большее число экспертов подчеркивают необходимость перехода к экологическому сельскому хозяйству или агроэкологии. В частности такая методика подразумевает отказ от использования химических удобрений в пользу компоста и навоза, которые повышают плодородность почвы и позволяют ей лучше удерживать влагу, что крайне важно в условиях жаркого и сухого климата.
Кроме того, в агроэкологии делается упор на разнообразие сельскохозяйственных культур, так как естественные процессы используются не только для выращивания продовольствия, но и сохранения почвы, воды и биоразнообразия, которые играют ключевую роль в сельском хозяйстве.
Так, например, в Западной Африке тысячи беднейших фермеров на нашей планете высаживают деревья посреди своих полей просо и сорго, чтобы с их помощью уловить редкие осадки и повысить плодородность почвы.
Несмотря на чрезвычайно жаркий и засушливый климат, этим людям удалось расширить площадь посадок до 5 миллионов гектаров — достаточно, чтобы мы смогли увидеть результат их трудов из космоса благодаря спутниковым снимкам Геологической службы США. Кроме того, грунтовые воды восстанавливаются, а урожаи увеличились в два или три раза.
Перспективная методика, которая заключается в смешении лесов и сельскохозяйственных земель также рассматривалась в Китае, где известный ученый Лин Эрда поддержал Greenpeace в его борьбе за то, чтобы агроэкология была признана лучшим способом противодействия изменению климата. Так, например, разведение уток и рыбы на рисовых полях позволяет сократить как выбросы парниковых газов, так и использование химических удобрений: рыбы уменьшают объем вырабатываемого этой культурой метана, тогда как утки борются с вредителями.
Какими будут урожаи?
Но как соотносится экологическое сельское хозяйство с сильнейшей стороной современного агропромышленного комплекса, то есть его способностью выпускать продовольствие в поистине астрономических количествах? Этот вопрос имеет огромное значение для нашей планеты, каждый седьмой житель которой по сей день страдает от голода.
Исследование ситуации в Африке показывают, что агроэкология по своим результатам вполне сравнима с производительностью традиционного АПК и при этом повышает качество водных ресурсов и плодородность почвы. Тем не менее, Африка — это отдельный случай. Дело в том, что она по сути осталась в стороне от зеленой революции 1970-х годов и никогда не видела огромных урожаев, которые сделали возможными достижения современного агропрома.
Как следует из исследования Института Родейла, переход от промышленного сельского хозяйства к агроэкологии в США и Европе на первых порах неизбежно приведет к снижению урожайности. Тем не менее, после непродолжительного переходного периода сроком от трех до пяти лет производительность агроэкологии достигнет уровня традиционного АПК.
Кроме того, преимущества экологического сельского хозяйства приобретают особую значимость в свете потепления климата. В засушливые годы новые методики позволят повысить урожайность на 31% по сравнению с традиционными, уверены в Институте Родейла. К тому же, агроэкология повышает плодородность почвы благодаря пополнению грунтовых вод, чего нельзя сказать о промышленном сельском хозяйстве. Наконец, новые методики дают возможность на 40% снизить объемы выбросов парниковых газов.
Моя дочь принадлежит к поколению двух миллиардов молодых людей, которым придется на протяжении всей их жизни бороться с самым жарким и нестабильным климатом за всю историю человеческой цивилизации. Хотя в итоге сельское хозяйство — это один из немногих остающихся у человечества козырей, которые могут помочь ему избежать непоправимого и исправить неизбежное. Не стоит упускать этот шанс
Автор: Марк Хертсгард (Mark Hertsgaard)
Источник: http://www.inosmi.ru