Существуют многочисленные легенды о том, что российский теософ, писательница и путешественница Елена Блаватская (1831—1891) обладала поразительными способностями. Вроде бы она могла извлекать буквально из воздуха всякие полезные предметы: еду, посуду, столовые приборы, ювелирные изделия, вышитые носовые платки, книги, письма и многое другое.
То же самое, говорят, умел делать живший в своем ашраме (обители мудрецов и отшельников) индуистский святой Сатья Саи Баба. Когда у него спросили, откуда он берет все эти вещи, Саи Баба ответил: из той реальности, которую европейцы называют тонким миром. А на другой вопрос, почему же тогда святой не ликвидирует голод, помогая обеспечивать продуктами бедствующих людей, отшельник развел руками — провидение дает нам только пример, остальное мы должны добыть своим трудом.
И действительно, если фрукты, которые доставал «из ниоткуда» Саи Баба, немедленно съедались, то драгоценности, которые он материализовал и с легкостью дарил окружающим, через некоторое время бесследно испарялись.
Здесь невольно вспоминается свершение чуда Иисусом Христом, который накормил несколько тысяч человек двумя хлебами и пятью рыбами, однако Спаситель сделал это только однажды.
У каждого, кто слышал об умениях Блаватской и Саи Бабы, сразу возникает мысль, что это может быть фокусом или ловким мошенничеством. Однако опыты других «чудодеев» опровергают подобное мнение.
Скажем, английский медиум XIX века Д.Д. Хьюм совершал спиритические сеансы при дневном свете, что практически полностью исключало жульничество и подлог. Колокольчики в присутствии Хьюма звенели, книги летали как птички. А однажды медиум взлетел сам.
Наблюдателей поразило воздействие Хьюма на музыкальный инструмент — гармонику. Медиум заключил ее в металлическую корзину, чтобы у окружающих не было ни малейшего сомнения — это реальность, а не фокус. По мысленному приказу Хьюма гармоника сама собой исполняла различные мелодии.
ФЕНОМЕН ГЕЛЛЕРА И ОПЫТ ШМИДТА
В 70-е годы XX столетия в Стэнфордском исследовательском институте были проведены научные эксперименты со знаменитым экстрасенсом Ури Геллером, во время которых он гнул и ломал металлические предметы, стирал записи магнитофона, заставлял вещи исчезать и появляться вновь и так далее. Особенно удивительными оказались его опыты с семенами редиски. Во время этих опытов Геллер напряжением воли заставлял семена прорасти, а потом с помощью таких же усилий возвращал ростки обратно под кожуру семечка. В течение нескольких лет парапсихические способности Ури проверялись в самых разных лабораториях мира, пока ученые не убедились, что это не гипноз, не иллюзия, не эффект внушения, не мошенничество и неловкий фокус, а реальные психофизические явления.
А американский ученый-физик Гельмут Шмидт в 1971 году провел оригинальный опыт с так называемым стимулятором случайных событий — прибором, который спонтанно выдавал различные сигналы. Целью эксперимента было поставить точку в вопросе: влияет ли мысль на материю или нет. Генерирование и фиксация случайных чисел осуществлялись аппаратом без участия человека. Оператор, по замыслу Шмидта, должен был повлиять силой воли и мысли на увеличение количества одних сигналов и на уменьшение других. И ему это вполне удалось, хотя законы традиционной физики, казалось бы, полностью исключали такую возможность. Результаты экспериментов определенно показали, что мысль влияет на материю. Случайные процессы здесь дополнились вмешательством сознания стороннего наблюдателя.
ЭФФЕКТ МАХАРИШИ
Этот материализующий принцип установил индийский гуру Махариши Махеш Йоги во второй половине XX века. В июле-августе 1979 года Махариши, до этого более известный дружбой со знаменитыми The Beatles, которые были его учениками, собрал в одном месте (штат Массачусетс, США) свыше двух тысяч своих сторонников, чтобы по команде сосредоточиться на какой-то одной мысли. В результате количество ДТП в этом штате снизилось на 6,5%, насильственных преступлений — на 3,4%, авиакатастроф — на 20,8% по сравнению с контрольными цифрами. Аналогичные опыты проводились на Филиппинах, в Канаде, Австралии и Великобритании, Израиле и других странах, везде демонстрируя влияние коллективной мысли на материю.
По мнению исследователей, эффект Махариши представляет собой феномен коллективного сознания, работающий на уровне группы, общества, страны, народа, всего населения мира в целом. Основное условие здесь — чтобы индивидуальные сознания действовали слаженно, в унисон. Когда согласованности нет и, напротив, имеется поляризация чувств, настроений и мнений — это может привести к неблагоприятным социальным и физическим последствиям: войнам, революциям, землетрясениям, техногенным катастрофам.
Существует также ряд сообщений о направленном влиянии коллективной медитации на погоду.
МЕТОД ПЛАЦЕБО И «АНТРОПНЫЙ» ПРИНЦИП УЧАСТИЯ»
В психотерапии широко известен метод плацебо, заключающийся в том, что больному вместо настоящего лекарства дают «пустышку» — безвредное и не оказывающее никакого физиологического воздействия вещество, имеющее внешний вид лекарства и упакованное, как настоящий препарат. Плацебо применяется, например, когда по тем или иным причинам требуется избавить больного от побочного влияния медикаментов. И вот что выяснилось — во многих случаях плацебо лечило ничуть не хуже, чем подлинное лекарственное средство. Медики и психологи ранее объясняли это исключительно восприимчивостью пациентов к внушению, не догадываясь, что здесь есть и другие причины. К ним относится так называемый эффект материализации, запускаемый мыслью и словами врача. В результате полностью неактивный препарат оказывает такое же физиологическое действие, как и активный. Подобный эффект широко и не без успеха используется не только в медицине, но и, допустим, в психологии, в средствах массовой информации.
Вот и получается, что мысль действительно влияет на материю, причем не только в локальных масштабах, но и в глобальных. В 1983 году американский физик-теоретик Джон Уилер сформулировал «Антропный принцип участия»: «Наблюдатели необходимы для обретения Вселенной бытия». Эта формулировка опирается на предположение, что наблюдаемые законы природы не являются единственными реально существующими, то есть должны быть реальные Вселенные с иными законами.
«Антропный принцип участия» Уилера означает, что Вселенные без разумного наблюдателя не обретают статус реальности. Причина этого в том, что только наблюдатель в состоянии осуществить перевод множества возможных состояний в одно, реальное.
Весьма авторитетные теоретики пришли к выводу, что сознание наблюдателя — такой же необходимый элемент Вселенной, как и она сама, и именно мысленная деятельность человека творит Вселенную.
Аркадий Вяткин