Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху пообещал в телеинтервью, показанном в понедельник вечером, не допустить появления у Ирана ядерного оружия и, если потребуется, отдать приказ об атаке.
Фаворит выборов, назначенных на 22 января, поставил нейтрализацию иранской военно-ядерной угрозы во главу своей избирательной кампании и убеждает мир в том, что для решения этой задачи остаются считанные месяцы.
На вопрос, способен ли он «нажать на кнопку», Нетаньяху ответил: «Я смогу, если потребуется. Но надеюсь, что этого делать не придется».
«Если не будет другого способа остановить Иран, Израиль готов действовать… Мы настроены серьезно, это не показуха», — сказал он, но дал понять, что отдает предпочтение коллективным и невоенным средствам.
Нетаньяху пообещал, что, пока он возглавляет израильское правительство, Иран не станет ядерной державой.
Интервью было показано в передаче Второго израильского телеканала «Увда» («Факт»). Ее авторы утверждают, что два года назад Нетаньяху отдал приказ привести вооруженные силы в состояние готовности к немедленной атаке ядерных объектов Ирана, но натолкнулся на сопротивление тогдашнего начальника Генштаба Габи Ашкенази и Меира Дагана, который в то время был шефом внешней разведки «Моссад».
Ашкенази, как утверждают авторы программы, доказывал, что приготовления к нападению не останутся незамеченными врагами Израиля и могут сами по себе спровоцировать войну, а Даган заявил, что без санкции военно-политического кабинета перевод армии в состояние наивысшей боеготовности будет незаконен.
Это не первое сообщение о принципиальных разногласиях в подходах к иранской проблеме между политическими властями Израиля и главами силовых структур. В августе газета «Едиот Ахронот» писала, что Нетаньяху и министр обороны Эхуд Барак склоняются к тому, чтобы уже осенью атаковать Иран, но не находят поддержки у командования армии и руководства спецслужб.
Нетаньяху оставил без комментариев рассказ о дебатах 2010 года, но подчеркнул, что решение о применении силы — право и ответственность премьер-министра.
Неделю назад Барак дал интервью британской газете The Daily Telegraph, в котором признал, что летом мир был на пороге кризиса, связанного с развитием иранского атомного проекта, но ситуацию удалось стабилизировать после того, как иранцы отправили треть обогащенного урана на сугубо гражданские нужды.
«(Этот шаг) позволяет говорить о том, момент истины отложен на 8-10 месяцев», — процитировала газета министра, который поставил под сомнение возможность решения иранской проблемы средствами международной дипломатии.