Сб. Ноя 2nd, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

противогаз

Впервые необходимость использовать в армии противогаз возникла в 1915 году, во время Первой мировой войны, когда отравляющие химические вещества стали применяться в больших количествах. И первой страной, взявшей на оснащение своей армии противогаз, стала Германия.

31 мая 1915 года у реке Равке около Воли Шидловской немцы произвели первую газовую атаку на русском фронте. Зеленоватое облако, появившееся над окопами около 3 часов 30 минут по полудню, было принято за дымовую завесу, после которой планировалась атака. В связи с этим были подтянуты резервы, а также усилена передовая черта. Элементы 217 Кoвpoвсkoгo, а также 218 Гopбaтoвсkoгo полков 55-й пехотной дивизии оказались наиболее пострадавшими oт газа. Первый из этиx полков был фактически уничтожен. Его потери составили 16 офицеров, а также 2147 солдат. Второй полк потерял 9 офицеров и 894 бойца. Общие потери на всем участке фронта составили около 7000 — 8000 тысяч, из которых в ближайшие сутки скончалось около двух тысяч человек. После этой газовой атаки многие организации начали работы по изобретению и изготовлению средств необходимых для защиты от отравляющих газов. В качестве защиты от газа предлагались разнообразные с ног шибающие идеи, например:
Костры, пo мнeнию изобретателей, тепло, образующееся при горении костра, сможет поднять газовое облако в верхние слои атмосферы, и в связи с этим он пройдет над окопами. Предлагалось расстреливать опасные для жизни облака артиллерийским а также оружейным огнем, рассеивать взрывами петард, ставить пред окопами пропеллеры, приводимые мощными моторами, щиты пропитанные противогазным раствором. Наконец, были предложены различные распылители (гидропульты), разбрызгивающие противогазовый раствор в облаке газа.

Применяемые меры против отравляющих газов.

Принц А.П. Ольденбургский, состоящий на должности верховного начальника санитарной и эвакуационной части, вызвал к себе химика генерала В.Н. Ипатьева который являлся в то время председателем комиссии по заготовке взрывчатых веществ при Главном артиллерийском управлении, для выяснения вопросов, касающихся выработки мер против отравляющих газов. Было установлено, что 31.05.1915 года немцы применили хлор, в итоге был намечен план расширения соответствующих заводов по изготовлению хлора с целью ответа немцам в течение четырех-пяти месяцев. Незадолго перед этим поднимался вопрос о производстве фосгена для наполнения им снарядов на Ивановском заводе Гондурина. Теперь можно определенно заявлять, что ряд важнейших отравляющих веществ был впервые предложен русскими учеными (фосген, синильная кислота, хлорпикрин). Другим шагом принца А.П. Ольденбургского на этом поприще явилось его воззвание к женским организациям (институтам, гимназиям, благотворительным обществам и т. д.) с призывом начать массовое изготовление марлевых масок. Каждая организация, сколь-нибудь связанная с изготовлением масок, стремилась предложить свой тип. Так как никакого контроля качества масок в первое время не существовало, то многие организации успели изготовить значительное количество масок по изобретенным на местах образцам.

противогазы

Ошибка химиков

При производстве пропитки для масок вначале была допущена грубая ошибка химического характера. Дело в том, что маски в первый период химической войны пропитывали раствором гипосульфита без добавки соды. В результате реакции образовывающиеся гипосульфита и хлора серная и соляная кислоты, в свою очередь, реагировали с гипосульфитом с выделением сернистого газа, который попадал в дыхательные пути с воздухом, прошедшим через маску. К концу 1915 года, когда армия в большинстве своем была снабжена лишь влажными масками, выяснилось, что немцы применяют фосген. Пропитка масок гипосульфитом не гарантировала защиты от фосгена, и в связи с этим приступили к изобретению специальных средств для пропитки маски. И вскоре на заседании Московской экспериментальной комиссии В.М. Горбатенко сообщил о найденном в Московском техническом училище средстве для пропитки влажных масок с целью защиты от фосгена – уротропине, полученном впервые А.М. Бутлеровым еще в 1860 году. Испытания новой пропитки, содержащей уротропин, дали хорошие результаты, и к окончанию войны в России уже оказалось налаженным производство значительных количеств уротропина. Предположения о возможности применения синильной кислоты, к счастью, не оправдались.

Русские умы

В истории химической войны, и особенно в истории развития противогаза, русские ученые сыграли исключительную роль. Известно, что наука в России, и в частности химия, уже в XIX веке стояла на высоком уровне. И в предвоенный период, и во время войны 1914—1918 годов среди русских профессуры имелось большое колличество выдающихся ученых с мировым именем. Большинство их уже с самого начала войны было так или иначе привлечено к работам по заданию различных оборонных организаций.
В июне 1915 года Н.Д. Зелинский работал в то время в Петрограде заведующим Центральной лабораторией Министерства финансов, где ему и пришла мысль использовать уголь для защиты от газов. Соприкасаясь по роду своей деятельности с производством спирта, в котором уголь с давних пор применялся для очистки сырца, Н.Д. Зелинский имел в своем распоряжении различные сорта углей и, поставив соответствующие опыты, обнаружил, что уголь действительно является мощным средством для поглощения опасных газов. В особенности хорошие качества в этом отношении показал так называемый «активированный» уголь, а именно который подвергшийся вторичному обжигу, после того как этот уголь уже использовался для очистки спирта. Первоначальные опыты с углем были произведены в лаборатории Министерства финансов. В пустой комнате сжигалась сера, и когда концентрация сернистого газа достигала величины, при которой в комнату невозможно было войти без противогаза, в нее входили люди с надетыми марлевыми повязками, между слоями которых помещался мелкозернистый уголь. Хорошие результаты были лишь тогда, когда обеспечивалась герметичность прилегания к лицу такого приспособления. Тогда же Н.Д. Зелинский впервые докладывает о найденном им средстве на заседании Противогазовой комиссии при Русском техническом обществе в Петрограде, и 12 августа он уже выступил с сообщением об угле на экстренном заседании Московской экспериментальной комиссии. В своем сообщении Н.Д. Зелинский утверждал, что защитное действие угля является универсальным и к тому же уголь имеется в России в достаточном количестве. Комиссия приняла решение о немедленном испытании угольного противогаза. Коробка этого противогаза имела прямоугольную форму, в верхнюю горловину которой впаивался резиновый шлем Кумманта с отростком для протирания очков. В коробке имелись тонкие металлические сетки, между которыми помещался активированный по способу Н.Д. Зелинского уголь. Дыхание в этом противогазе было маятниковое, то есть вдох и выдох производились через угольный фильтр. Противогаз носился на боку и довольно легко приводился в боевое положение.

Производство

В итоге, к ноябрю 1915 года было уже совершенно ясно, что уголь является лучшим средством для защиты от ядовитых газов. В первых числах февраля 1916 года защитные свойства противогаза демонстрировались царю, и несмотря на это, вопрос о заказе на противогазы не продвинулся. Этот пример характеризует ту общую черту многих учреждений в России, в которых зачастую личная заинтересованность ведомственных заправил сплошь и рядом предпочитается здравому смыслу. Первый заказ на противогазы Зелинского в количестве 200 тыс. штук был дан в марте 1916 года под давлением Генерального штаба, минуя Химический комитет. Для производства угля были использованы печи Казенных винных складов № 1 в Москве и № 4 в Петрограде, а также Московский и Петроградский газовые заводы.

Наше время

противогаз M53

Современный противогаз имеет существенные отличия от первых образцов, разработанных в конце ХIХ — начале ХХ века. Он защищает не только органы дыхания от токсичных веществ, но и глаза, и кожные покровы от воздействия других поражающих факторов оружия массового поражения. В таком противогазе можно принимать воду и жидкую пищу, передавать информацию голосом или с помощью средств связи. По времени непрерывной работы в нем практически нет ограничений.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*