Урегулировать конфликт вокруг иранской ядерной программы можно, предоставив Тегерану гарантии «расширенного сдерживания» — наподобие тех, которые США дают своим союзникам в Европе и Азии. Об этом заявил генерал Джеймс Картрайт, еще недавно занимавший пост заместителя главы Комитета начальников штабов ВС США.
Свое сенсационное заявление отставной генерал сделал на конференции в Вашингтоне. Отметив, что одна из главных причин стремления властей Ирана обрести ядерное оружие — страх перед нападением извне, господин Картрайт предложил: «Почему бы не найти возможность предоставить Ирану гарантии суверенитета — с тем, чтобы ему самому не нужно было вооружаться в этих целях?»
На вопрос, о каких гарантиях могла бы идти речь, господин Картрайт ответил: «США предоставляли их Японии, Германии и Корее на протяжении 60 лет в рамках политики “расширенного ядерного сдерживания”». При этом бывший высокопоставленный военный не исключил, что США могли бы принять участие в создании такого «зонтика» и над Ираном. Однако, оговорился он, «эту и другие идеи нужно прорабатывать с региональными партнерами».
Гарантии «расширенного сдерживания» США предоставляют своим союзникам и партнерам в Европе и Азии (членам НАТО, Израилю, Саудовской Аравии, Японии, Южной Корее, Австралии). Обещая защитить всеми доступными средствами (в том числе и с применением ядерного оружия) находящиеся под их «зонтиком» страны в случае нападения извне, США делают их зависимыми от себя, одновременно снижая их стремление развивать собственные ядерные программы (что в случае с Израилем, правда, не сработало).
Заметим, что со своим предложением господин Картрайт выступил в ключевой для переговоров о будущем иранской ядерной программы момент: 26 февраля в Алма-Ате состоится следующий раунд консультаций «шестерки» международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) и представителей Тегерана. Эксперты американской «Инициативы по сокращению ядерной угрозы» отмечают, что на данный момент высказанная генералом идея не отражена ни в одном из подготовленных к этой встрече докладов. В то же время в рекомендациях авторитетной вашингтонской «Ассоциации по контролю над вооружениями» говорится, что предоставление формальных гарантий безопасности Ирану (правда, лишь в виде гарантий ненападения) могло бы стать частью «большой пакетной сделки» с Тегераном.
Президент ПИР-Центра Владимир Орлов назвал идею генерала Картрайта «весьма интересной, хоть и противоречивой». «Это совершенно четкий сигнал Ирану, что США готовы рассматривать любые, даже самые радикальные предложения, — пояснил эксперт “Ъ”. — Разумеется, такое предложение не мог бы высказать никто из действующей администрации президента США. Однако не случайно Джеймс Картрайт выступил с ним сразу после того, как вице-президент Джозеф Байден заявил о готовности Вашингтона начать прямые переговоры с Тегераном».
По мнению Владимира Орлова, заявление господина Картрайта свидетельствует о том, что США готовы не только выслушать позицию иранского руководства по техническим деталям ядерной программы, но и «впервые прислушаться к глобальным озабоченностям» Тегерана. На вопрос «Ъ», кто мог бы предоставить Ирану гарантии «расширенного сдерживания», эксперт ответил, что ни США в одиночку, ни РФ на такой шаг в обозримом будущем не пойдут, но не исключил, что Вашингтон и Москва могли бы сделать это вместе.
Директор Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Алексей Арбатов назвал идею господина Картрайта малореалистичной. «Вот если бы США гарантировали, что не применят военную силу против Ирана ни в каком случае, кроме как если он сам применит ее против Израиля или других стран, это было бы важным шагом (для урегулирования конфликта. — “Ъ”), — заявил эксперт “Ъ”. — Но в США есть антииранское лобби, часть которого выступает за свержение режима в Тегеране. Для многих, прежде всего для республиканцев, предоставление Ирану гарантий, что если он перестанет угрожать “стереть Израиль с лица земли”, то его не тронут, неприемлемо».
Инициатива генерала Картрайта, по мнению Алексея Арбатова, тем не менее свидетельствует о том, что США «ищут новые подходы к разрешению проблемы». «Прежние — санкционное давление, уговоры и угрозы — не работают или дают противоположный эффект», — пояснил эксперт.
Последние попытки решить иранскую ядерную проблему традиционным путем результатов действительно не давали. В прошлом году между «шестеркой» и Тегераном прошли три встречи — в Стамбуле, Багдаде и Москве. Однако ключевые вопросы остались нерешенными: в частности, экспертам МАГАТЭ не удалось расширить инспекции и, в частности, добиться постоянного доступа на военный объект в Парчине, где, по их мнению, иранские специалисты могли разрабатывать ядерное оружие.
Для подготовки встречи в Алма-Ате делегация МАГАТЭ вчера посетила Тегеран. Источник «Ъ», знакомый с ходом переговоров, сообщил: «Иранцы сейчас проявляют повышенную готовность к переговорам, но не с “шестеркой” посредников, а с США, от которых они ждут конкретных предложений».
Елена Черненко