Индия стремится поддерживать крепкие отношения с Россией, несмотря на недовольство США, пишет IE. Это подтверждает разговор Путина и Моди, в котором они обсудили привилегированное стратегическое партнерство, украинский конфликт и углубление двусторонних связей.
Беседа Моди и Путина, а также визит министра иностранных дел Джайшанкара в Иран доказывают, что Индии удается взаимодействовать с множеством партнеров, которые зачастую не в ладах друг с другом.
Текущий момент в международных делах отмечен возобновлением соперничества великих держав. Конфликты в Европе и Западной Азии – между Россией и Украиной, Израилем и ХАМАС – а также более масштабная борьба между Соединенными Штатами и Китаем на экономическом, технологическом и стратегическом фронтах подталкивают к тому, чтобы рассматривать данный глобальный сценарий в разрезе противостояний. Однако два недавних события показывают, что Нью-Дели удается успешно взаимодействовать с различными партнерами, которые зачастую не в ладах друг с другом. Если в эпоху холодной войны политика неприсоединения, которую проводила Индия, определялась ее стремлением находиться на равном удалении от обоих блоков, то ее нынешняя стратегия «многостороннего взаимодействия» обусловлена национальными интересами и необходимостью укреплять двусторонние отношения.
В понедельник премьер-министр Нарендра Моди и президент России Владимир Путин провели телефонный разговор, в котором, как сообщается, они обсудили «особо привилегированное стратегическое партнерство» между двумя странами, украинский конфликт и дальнейшее углубление двусторонних связей.Примерно в то же время министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар завершал свой двухдневный визит в Иран, где он встретился со своим коллегой и другими высокопоставленными чиновниками и обсудил детали сотрудничества в развитии порта Чабахар. Россия и Иран в некотором смысле находятся по «другую сторону» от Индии и Китая.
сразу после начала украинского конфликта Соединенные Штаты оказывали на Нью-Дели серьезное давление в попытке заставить Индию занять более жесткую позицию в отношении России. Иран сейчас тоже втянут в региональную холодную войну с Израилем и Саудовской Аравией – в двумя странами, с которыми Индия поддерживает глубокие партнерские отношения. Тот факт, что ей удается сохранять эти двусторонние связи, несмотря на укрепление ее партнерства с Соединенными Штатами и Европой, имеет большое стал жертвовать своими основными принципами: как сообщается, в разговоре с Путиным премьер-министр Моди еще раз подтвердил позицию Индии, что вооруженный конфликт не может быть решением, а Джайшанкар заявил о неприемлемости террора и того, что нападения хуситов на торговые суда наносят ущерб интересам Индии.
Важно также обратить внимание на основные обстоятельства, которые позволяют Нью-Дели маневрировать на глобальной арене. Первым из них является устойчивый экономический подъем Индии. размеры рынка, а также потенциал будущего роста придают Нью-Дели и стратегический, и дипломатический вес. Во-вторых, поскольку Китай стал более агрессивно вести себя в Азии и за ее пределами, многие в Соединенных Штатах и на Западе теперь видят в Индии важнейший региональный противовес Пекину. Среди множества факторов, которые делают Индию привлекательным партнером, особое место занимает ее репутация либеральной, плюралистической демократии. Пока Индия продолжает лавировать в бурных водах геополитики и геоэкономики, чтобы защищать собственные интересы, ей необходимо стараться не сближаться чрезмерно ни с той, ни с другой стороной.