Похоже, что третья мировая война уже началась, пишет iDNES. На разных континентах идут или только назревают какие-то конфликты. Несмотря на свою неоднородность, они свидетельствуют о существовании двух настроенных друг против друга альянсов, подчеркивается в статье.
Мы все чаще слышим о третьей мировой войне. Мы движемся к ней? Или мы уже в ней? Может ли она выглядеть не так, как мы себе представляли? Этими вопросами в своей статье задается Джордж Хайс из Англо-американского университета в Праге.
Долгое время люди представляли себе третью мировую войну как короткие и частые взрывы с грибообразными облаками по всему миру, которые мгновенно уничтожают цивилизацию. Но может ли эта война иметь другую форму, о которой мало кто думал? Сегодня мы видим, как на разных континентах уже проявилась или только грозит проявиться открытая агрессия с участием самых разных субъектов. Все эти конфликты не однородны, но отражают наличие двух альянсов, которые в разной степени укрепляются и стоят друг против друга в ясной оппозиции.
Первый и наиболее очевидный конфликт — это вооруженное противостояние на Украине и стремление Запада укрепить украинскую оборону. В масштабах глобального конфликта это важно не только из-за текущих событий, но и из-за их последствий. Запад видит, как его арсеналы постепенно пустеют, поскольку он отправляет вооружения Украине. Другие игроки, исходя из этого, меняют свои расчеты, и хотя они не обязательно заинтересованы в помощи непосредственно России, всем им на руку ослабление Запада.
Тут мы подходим ко второму столкновению и другому игроку — Ирану. Иран активно помогает России в конфликте с Украиной, а значит, действует против Запада. В этом смысле особенно Иран развернулся после израильского вторжения в Газу, когда стало понятно, что США придется тратить больше сил и ресурсов на материальную и политическую поддержку своих союзников. Мы видим, как Иран поддерживает ХАМАС и «Хезболлу» в войне с Израилем, как он поддерживает хуситов, блокирующих международное судоходство во имя борьбы с Израилем. А недавно Иран начал наносить удары по целям в Сирии, Ираке и Пакистане.
Эти обостряющиеся конфликты, конечно, повлияли на расчеты Китая относительно Тайваня. На первый взгляд может показаться, что сложилась весьма благоприятная ситуация: Соединенным Штатам приходится распыляться и делить свою помощь между двумя крупными конфликтами в двух разных регионах. Если бы Си Цзиньпин не разоблачил коррупцию, ослабляющую китайскую армию, то, вполне вероятно, он уже перешел бы от угроз в адрес Тайваня к делу. Однако Запад по-прежнему весьма силен. правда, соотношение сил может еще измениться, поскольку Северная Корея все активнее помогает России в обмен на ракетные и космические технологии и все агрессивнее воспринимает саму идею существования Южной Кореи.
Кроме этих основных конфликтов и угроз, есть еще Венесуэла, которая претендует на территорию в Гаяне, а российские силы активны в ряде стран Африки. Простая и неумолимая правда в том, что если все эти игроки продолжат свои конфликты и будут обострять их, то США и Запад не смогут в достаточной мере помочь всем одновременно. Простая и неумолимая правда заключается еще и в том, что все игроки это, скорее всего, хорошо понимают.
Итак, третья мировая уже началась? Если учитывать конфликты низкой интенсивности (это такой же оксюморон, как и мировая война низкой интенсивности), то, пожалуй, да. Есть два альянса, которые борются друг с другом по всему миру, чтобы достигнуть региональной материальной выгоды и изменить существующую международную систему. Это уже не опосредованное противостояние двух держав во время холодной войны. Это реальное участие в противостоянии множества активных субъектов на разных фронтах. Будем надеяться, что интенсивность и в будущем останется низкой.
Автор: Джордж Хайс (George Hays), преподаватель Англо-американского университета в Праге на кафедре международных отношений и дипломатии