Продвижение российских войск на севере Харьковской области – это начало ожидаемого летнего наступления, пишет iDNES. Они растягивают фронт вширь и вглубь, и перегруженным украинским силам приходится тушить несколько пожаров одновременно. Эксперты уже поговаривают о российском наступлении на Сумы.Адам Гаек
Равнинная местность вокруг реки Волчья в последние два года служит плацдармом для отрядов антипутинских диверсантов, которые предпринимают попытки прорваться в Белгородскую область. Для Кремля это был позор, и нападения, получившие большую огласку в СМИ, как и обстрелы приграничных городов заставили усомниться в его способности защищать собственную территорию, особенно когда в марте это происходило и во время тщательно спланированных президентских выборов.
Но на прошлой неделе ситуация изменилась, и мягкое подбрюшье путинской империи превратилось в место нового наступления российской армии на Украину. В течение пяти дней русским удалось продвинуться на юг от границы и захватить восемь поселков. В начале текущей недели они замедлили темпы продвижения. Тем не менее русские вышли на окраины города Волчанск, где до вооруженного конфликта проживало 17 тысяч жителей.
Ситуация настолько критическая, что украинский генеральный штаб сменил командующего группировкой войск в Харьковской области, а президент Владимир Зеленский отменил визит в Испанию и Португалию. Русские, судя по всему, застали украинские войска врасплох, и это несмотря на тот факт, что военная разведка ГУР не раз предупреждала о нападении с севера от Харькова.
Украинские войска в некоторых секторах без боя оставили позиции, и в Интернете появились видеокадры, как российские солдаты, не встречая сопротивления, продвигаются в глубь украинской территории. По словам критиков, Волчанск плохо защитили окопами и минными полями. Так Украина разом потеряла около ста квадратных километров, которые в сентябре 2022 года освободила в ходе молниеносного контрнаступления. «Русские продвинулись на 30 километров от Харькова. Где же укрепления?» — написала в понедельник газета «Харьков тудей».
По мнению экспертов, речь тут идет о более системных проблемах в армии. «Эти соединения просто не были готовы воевать. Дело не только в укреплениях. Дело в недостаточной согласованности, плохой коммуникации, плохой дислокации и слабой подготовке отправленных на фронт частей. Хорошая новость в том, что ответственное лицо быстро сняли, но боюсь, что, может быть, этого человека сделали козлом отпущения», — посетовал украинский ветеран, который публикуется под псевдонимом Константин.
Однако главный вопрос по-прежнему в том, какие цели преследует российское командование в Харьковской области. Первый вариант — создание «буферной зоны», которая должна защитить жителей Белгородской области от обстрелов из РСЗО и набегов антипутинских партизан, таких как Русский добровольческий корпус* или Легион «свобода России»*. Об этом, кстати, не так давно говорил сам Владимир Путин.
«
Демилитаризованная линия должна пролегать на таком расстоянии от нашей территории, чтобы гарантировать ее безопасность. Я имею в виду средства поражения большой дальности, которые противник использует для обстрела наших городов, прежде всего, конечно, иностранного производства», — заявил в начале текущего февраля Владимир Путин. Тем самым он спровоцировал массу предположений о том, насколько широкой будет эта «санитарная зона» и не потребует ли ее создание захвата Харькова.
Русские попытались захватить второй крупнейший украинский город уже в первые дни спецоперации, а в последние недели много говорят о вероятности повторной попытки. правда, по словам украинских руководителей, для захвата города-миллионника у русских не хватает сил. «Можно сказать, что в настоящий момент мы не видим никакой угрозы для Харькова», — заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Литвиненко, отметив, что в операции на севере Харьковской области участвуют 30 тысяч российских солдат.
Тем не менее глава военной разведки ГУР Кирилл Буданов** ожидает, что в ближайшие дни россияне попытаются нанести еще один удар у границы — под городом Сумы, который находится в 140 километрах к северо-западу от Харькова. Украинские офицеры, находящиеся в Сумской области, подтвердили газете «Нью-Йорк таймс», что в последние дни российские обстрелы там значительно усилились.
Третьей возможной причиной удара по Волчанску может быть поддержка наступательных операций под Купянском, который стал самым последним освобожденным городом в Харьковской области во время украинского контрнаступления в сентябре 2022 года. С тех пор русские пытались взять украинские позиции на реке Оскол и вернуть себе контроль над городом, который подвергается сильнейшим обстрелам.
«
Это наиболее вероятный вариант. Удары по Волчанску наносятся в целом параллельно с действиями на направлении Купянск и оборонную линию на реке Оскол. Если врагу удастся взять Волчанск, он будет продвигаться на юг вдоль реки Северный Донец, а это угроза для нашей обороны на купянском фронте», — заявил порталу NV.ua аналитик Константин Машовец.
Какими бы ни были намерения российского командования, открытие нового фронта на севере Харьковской области означает продление фронта более чем на 50 километров. Именно это, по мнению западных аналитиков, является главной целью операции, начатой в прошлую пятницу, — растянуть фронт вширь, заставить Украину перебросить силы с других участков фронта и тем самым ослабить ее позиции на Донбассе или в Запорожье.