В феврале НХЛ попытается запустить собственный международный Турнир четырех наций, сообщает Globe and Mail. Но лучших хоккеистов мира, включая россиянина Александра Овечкина, там не будет — а без России в этом виде спорта делать нечего, признает автор.
Кэйтал Келли (Cathal Kelly)
На этой неделе Александр Овечкин оказал НХЛ огромную услугу – получил травму.
Забив пятнадцать шайб в своих первых восемнадцати матчах, россиянин переместил на вершину списка неотложных проблем своего клуба ту, что известна под кодовым названием «парень, о котором мы стараемся не говорить, забивает больше всех голов в истории». Вполне вероятно, что Овечкин сделал бы эту задачу приоритетной к февралю.
Как говорит начальство, когда вы просите у него что-то, что оно не очень хочет вам давать: «сейчас, возможно, не лучшее время».
12 февраля состоится дебют очередной попытки НХЛ запустить собственное международное соревнование – Турнир четырех наций. Слоган турнира для далеких от хоккея зрителей звучит так: «Лучшие в мире, все в одном месте, впервые за всю историю».
Вот только Овечкина там не будет. Не будет ни лучшего вратаря мира (Игорь Шестеркин), ни лучшего на данный момент игрока НХЛ (Кирилл Капризов), ни других россиян, которые легко могли бы войти в команды Швеции, Финляндии, США и, возможно, даже Канады.
С точки зрения пиара отказ от участия русских был решением, о котором не нужно было думать дважды, но данный ход создал проблему с маркетингом. Даже американцы понимают, что в реалиях хоккейного мира либерал-социализм — это, конечно, весело, но без России в этом спорте делать нечего.
Когда девять месяцев назад организаторы впервые анонсировали проведение турнира, это [участие россиян] казалось выполнимым. Конфликт на Украине зашел в тупик. Русские в НХЛ старались не высказываться на эту тему. Хоккейные СМИ – самые честные медиа среди всех основных видов спорта – вообще перестали обсуждать российскую проблему.
Но потом Овечкин разыгрался, Трамп выиграл на президентских выборах, и люди снова начали читать международные новости. От такой комбинации обстоятельств трудно отделаться фразой «Только вопросы, связанные с хоккеем, пожалуйста».
Оказавшись перед выбором: игнорировать человека, побившего один из несокрушимых рекордов спорта, или подвергнуться критике за восхваление главного фаната вражеского правительства, – НХЛ приняла промежуточное решение. Она не стала принижать достижений Овечкина, но и не оказала ему той поддержки, которую демонстрируют своим рекордсменам бейсбольная или баскетбольная лига. Никаких упоминаний на матчах. Никаких всплывающих уведомлений на экранах. Никаких рекламных кампаний.
В случае с Овечкиным функционерам становилось все труднее и труднее придерживаться этого правила. В прошлое воскресенье россиянин оформил хет-трик и вышел в лидеры по количеству забитых шайб в лиге. Трудно притворяться, что не замечаешь, когда такие вещи творит 39-летний игрок.
На следующий вечер он забил еще две шайбы. Теперь НХЛ была на пороге одного из тех редких моментов, когда ESPN (американский канал, специализирующийся на новостях из мира спорта) начинает новостные выпуски с сюжетов про хоккей.
нужно быть намного более дальновидной организацией, чем НХЛ, чтобы не воспользоваться таким рекламным поводом – даже зная почти наверняка, что потом он может обернуться против тебя.
Представьте себе, что было бы, если бы Турнир четырех наций открылся сразу после того, как Овечкин превзошел рекорд Уэйна Гретцки? Или — что еще хуже — только подбирался к этому достижению? Все, включая самого Гретцки, говорили бы только об этом.
Тогда бы возникли очевидные вопросы о репутации предстоящего турнира, журналисты бы спросили об этом Овечкина, а затем поинтересовались бы у других хоккеистов, что они думают о его ответе. Вскоре Украина снова станет хоккейной темой. А сейчас нет.
И вот, в самый разгар своей триумфальной серии, Овечкин получил травму колена. В списках команды он значится с пометкой «вернется с недели на неделю», что на деле скорее означает «с месяца на месяц».
После Рождества шансы на то, что в этом сезоне он побьет рекорд Гретцки – для этого ему осталось забить 26 шайб, – начнут уменьшаться. Если он не восстановится к концу января, задача перенесется на следующий сезон.
В отсутствие Овечкина и его растиражированной в прессе погони за рекордами никто не сможет нарушить нынешний хоккейный бойкот любых тем, связанных с Россией и Украиной.
Нет смысла задавать такие вопросы канадским и американским хоккеистам. Те немногие из них, чьи умы время от времени тревожат связанные с политикой сюжеты, уже выучили свои отговорки наизусть. То же самое касается и хоккейных бонз.
Оказывается, в том, что хоккей и хоккеисты такие скучные, есть свое преимущество. Поскольку они никогда не говорили ничего интересного, никто больше не пытается задавать им провокационные вопросы. Результат не стоит затраченных усилий.
Если НХЛ удастся провести 4 Nations Face-Off без каких-либо инцидентов, все будет в шоколаде. К лету конфликт на Украине может закончиться, и тогда хоккейный мир начнет готовиться к эпичной битве, которая разыграется на Олимпиаде в Милане в 2026 году.
Ситуация напоминает возврат в 1970 годы. Все хотят видеть россиян на соревнованиях, чтобы увидеть, как они терпят поражение. Когда Россия вернется в международное спортивное сообщество – а это неизбежно – самый большой импульс от этого получит хоккей. Все это может стать большой и неожиданной победой для НХЛ.
Не отпуская своих российских звезд, лига приобрела монополию на них в Северной Америке. Назовите какого-нибудь знаменитого россиянина из НБА (Национальная баскетбольная ассоциация). Их нет. То же самое – с бейсболом и футболом.
А в НХЛ их полным-полно, и постоянно добавляются новые. Вряд ли эта тенденция – следствие принципиального решения, но ее последствия могут оказаться выгодными.