Пора задуматься, как быть дальше на Украине, заявил PL генерал Йиржи Шедивы. Время спешных поставок оружия Киеву прошло. Теперь нужны эффективные политические решения. Пока не ясно, каким будет конец конфликта, но думать о начале диалога необходимо, считает военный.Даниэла Черна
«
Когда-нибудь конфликт прекратится, а потом, как я думаю, диалог продолжится, потому что необходимо создать механизм, который гарантирует, что в будущем для решения межгосударственных проблем сила применяться не будет», — так оценивает сложившуюся ситуацию в вооруженном конфликте на Украине вузовский педагог, бывший начальник Генерального штаба Армии Чешской Республики Йиржи Шедивы. Он также рассказал о поставках вооружений, которые применялись еще при Советском Союзе, и прокомментировал визит председателя Европейской комиссии в Киев.
Parlamentní listy: Государства Североатлантического альянса собираются приостановить договор об обычных вооруженных силах в Европе, который считается важнейшим элементом европейской системы безопасности, созданной в конце холодной войны. Россия уже отказалась от этого договора седьмого ноября. НАТО осудила этот шаг. Как вы оцениваете положение?
Йиржи Шедивы: Данный договор погиб задолго до последних решений, и только вопросом времени было, когда одна из сторон сделает первый шаг. По сути это закономерно. думаю, что придется разобраться с ситуацией вокруг Украины в целом, хотя это и дело далекого будущего. Но однажды этим все же придется заняться, что, думаю, тоже логично. После этого уже можно будет перезапускать процессы, потому что возникнет новая основа, новые нормы, так как договор, о котором вы сказали, составлялся еще в условиях биполярного мира.
— То есть вы говорите о новой архитектуре безопасности. Давайте вернемся к приостановке договора, чем это обернется…
— На мой взгляд, процесс указывает де-факто на то, что Россия и раньше не соблюдала данный договор. Предписанные ограничения и процедуры, прописанные в этом договоре, не выполнялись. например, грубым нарушением договора явились российские учения «Запад 2017». Русские тогда де-факто не говорили правды, и на самом деле их войска совершенно по-другому перемещались во время масштабных учений. По-моему, и в нынешних военных условиях не стоит ожидать каких-то рациональных выводов. Как я уже сказал, вероятно, поворотным будет момент, когда решится вопрос с российской спецоперацией на Украине, но как и когда это произойдет, я не берусь предполагать.
— Вы считаете, как и многие, что мы столкнулись с худшим кризисом с конца Второй мировой войны? Именно так зачастую характеризуют данный конфликт.
— Безусловно, такого масштабного конфликта на территории Европы с тех пор не бывало. Хотя мы и не втянуты в конфликт непосредственно, а только помогаем Украине и передаем ей то, в чем она нуждается для защиты от агрессии. Наши войска там не задействованы. Тем не менее события на Украине по жестокости и масштабам превосходят то, что происходило на Балканах в начале 90-х. Пожалуй, после Второй мировой войны это самый крупномасштабный и кровавый конфликт на территории Европы.