Вт. Апр 15th, 2025 11:51:05 AM

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

FT: норвежская армия обучает 8000 военных НАТО ведению войны в Арктике

Многие армии не выдержали походов на Кремль в условиях холода, пишет FT. Россия по праву чувствует себя хозяйкой на Крайнем Севере. Это не дает покоя странам НАТО: Москву обвиняют во враждебности и стремятся противостоять ей, не имея при этом ни средств, ни целей.

Таяние льдов, рост напряженности и обучение искусству арктической войны.

В зловещих лучах поднимающегося арктического солнца 20 американских морпехов готовятся к ледовой войне. Надев белые маскировочные комбинезоны и беговые лыжи, они неуклюже передвигаются от одной позиции к другой по склону горы Блотиндан в самой северной части Норвегии. Группа ведет наблюдение за условным противником, находящимся на заснеженной вершине. Вторая разведывательная рота — элитное подразделение, действующее впереди основных сил и передающее разведывательные данные на командный пункт. Она умеет перемещаться скрытно. Но на такой местности разведчики уязвимы, заметны и неповоротливы. Тяжелые рюкзаки лишают их равновесия, что очень опасно во время спуска по склонам, а вес затрудняет движение при подъеме.

Норвежский инструктор Нильс служит в армии 10 лет, и сейчас он командует разведывательным дозором дальнего действия. Нильс наблюдает из бетонного командного пункта, как сначала один морпех падает на бок на далекой горной гряде, а за ним второй. Упавшие солдаты кажутся расплывчатыми пятнами в этой унылой одноцветной местности, где есть только темные сосны и белый снег. Нильс смотрит, как они поднимаются, и говорит: «Самое важное для них — понять и ощутить, насколько это трудно».

В годы холодной войны американские солдаты были частыми гостями в норвежских гарнизонных городках к северу от Полярного круга, но после распада Советского Союза они оттуда ушли. сейчас, когда враждебность России усилилась, они вернулись, чтобы научиться воевать в этой негостеприимной местности. Этой весной норвежские вооруженные силы обучают около 8 тысяч натовских военнослужащих искусству ведения войны в холодную погоду.

Напряженность в Арктике нарастает, поскольку таяние морского льда открывает новый проход через Северный полюс. Это дает толчок гонке за минеральные ресурсы, которые стали доступнее из-за потепления океанов. Россия стремится использовать Северный морской путь длиной 5 600 километров, соединяющий Тихий и Атлантический океаны через скованные льдами моря на своем арктическом побережье. В то же время, она ревностно охраняет воды вокруг Кольского полуострова, где находится ее крупнейшее военно-морское объединение Северный флот, а также самое ценное из российского арсенала — подводные лодки с баллистическими ракетами и хранилища ядерных боеголовок. В последние годы Москва проводит активную милитаризацию этого региона, возобновив деятельность военно-морских баз времен холодной войны вдоль северного побережья Баренцева моря. Она также восстановила Ленинградский военный округ, существовавший в советскую эпоху и предназначавшийся для усиления северо-западных рубежей России у границы с Финляндией и Норвегией. Но Россия не единственная великая держава, действующая в этом регионе. Китай вкладывает значительные средства в разведку арктических энергоресурсов и наращивает свой военный потенциал, в том числе проводя совместные учения с Россией, которых в прошлом году было несколько.

Конфликт в Арктике может показаться отдаленной перспективой с учетом интенсивности боевых действий на Украине. Однако поражает то, что Москва сохранила свой Северный флот в условиях сильного ослабления ее сухопутных войск на поле боя. Американский вице-адмирал Дуглас Перри, который командует военно-морским штабом НАТО, отвечающим за безопасность в северной Атлантике и Арктике, предупреждает, что Россия за последние несколько лет «значительно усилила» свое военное присутствие на Крайнем Севере. «Конфликт на Украине лишний раз подтверждает, что союзники по НАТО должны быть способны действовать на всей арктической территории... защищать наши страны-союзницы от серьезных угроз», — говорит Перри. Прекращение конфликта на Украине только усилит внимание российских военных к Арктике.

Тем не менее, Москва, которая чувствует себя хозяйкой в этом уголке Крайнего Севера, сталкивается с нарастающим соперничеством. Дональд Трамп, ссылаясь на соображения безопасности, претендует на Гренландию и пытается сделать ее американской территорией. Владимир Путин на прошлой неделе предупредил, что Россия еще больше увеличит свою группировку войск в этом регионе. Европа не может рисковать, так как неподготовленность для нее недопустима. «Мы вряд ли сможем выбирать, где нам придется воевать, — говорит один высокопоставленный европейский военачальник. — А это значит, что мы должны уметь воевать в Арктике, обладая необходимыми навыками». Военная служба здесь, добавляет он, «это всего лишь 10% тактики и 90% борьбы за выживание».

Норвежские ветераны, обученные воевать в холодную погоду, любят перечислять армии, которые погибли, столкнувшись с арктическими условиями. Войскам Наполеона пришлось уйти из Москвы в 1812 году, когда мороз достиг –37 градусов Цельсия. Это было убийственное отступление, когда люди прямо на марше падали и умирали от обморожения, а горлом у них шла образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов">кровь. Спустя полтора столетия плохо подготовленные войска гитлеровского вермахта застряли под Москвой, потому что у них в машинах замерзло топливо, а авиация не могла обеспечить прикрытие с воздуха. Зимой 1941 года их разгромили на подступах к российской столице.

На Блотиндане, где проводятся занятия по наблюдению, американские морские пехотинцы ценой больших усилий заново осваивают необходимые навыки. В конце января день там длится всего шесть часов, и поэтому свою работу они делают в основном в сумерках. После тренировок им холодно, ноги у них дрожат, все они в синяках и ушибах от падения на снежный наст. На восточном склоне горы усиливается ветер, обжигающий кожу и горло. 30-летний Себастьян Ромео поправляет сползающую на глаза балаклаву и вздергивает лямки рюкзака. «говорят, что норвежцы рождаются на лыжах, но я родился с хоккейной клюшкой в руке», — заявляет он, пытаясь обернуть в шутку свои неуклюжие попытки устоять на корке снега.

Данный морской пехотинец родом из Филадельфии за восемь лет своей военной карьеры успел послужить в Персидском заливе, на Средиземном море и на Ближнем Востоке. Подготовка здесь разительно отличается от военных кампаний в Ираке и Афганистане, где вместо снега была пыль. Но геополитическая ось сместилась, и настало время осваивать новые территории. «Есть вещи, которые они знают просто генетически, — говорит Ромео о норвежцах. — И мы тоже должны этому учиться». Готовясь к следующему маневру, он натягивает рукавицы. «Это всё подготовка, я полагаю, к худшей ночи в моей жизни», — заявляет он.

В норвежском военном штабе невозможно сказать, ночь сейчас или день. Штаб расположен в бункере, построенном в глубине гор к востоку от Будё. Но есть одна задача, которую здешние военные выполняют каждую неделю, никогда не пропуская. В 14:00 каждую среду они проверяют линию связи с командованием российского Северного флота, делая короткий звонок. Так норвежцы поддерживают связь с русскими на случай аварии или какого-то происшествия, когда потребуется разрядить обстановку.

Отношения Норвегии с Россией всегда были весьма необычными по сравнению с другими членами НАТО. Между двумя странами есть общая граница протяженностью 197 километров, которая требует взаимного управления. А труднейшие арктические условия подталкивают к необходимому сотрудничеству даже между противниками. Согласно одной теории, конфликт любого рода здесь будет настолько катастрофическим, что экстренные каналы связи с Москвой надо поддерживать любой ценой. «Высокие широты, низкая напряженность» — именно к этому стремится Норвегия после окончания холодной войны. Но сейчас эта фраза кажется всё более бессмысленной.

Норвежские вооруженные силы сократили контакты с российскими коллегами после аннексии Крыма в 2014 году и еще больше ослабили связи с началом военной операции на Украине три года назад. Однако еженедельный проверочный звонок они делают неизменно. По словам вице-адмирала Руны Андерсена, командующего норвежским объединенным штабом, «отношения с русскими остаются профессиональными и целенаправленными». стороны желают друг другу счастливого Рождества, отправляя по линии связи письменные сообщения. «Мы думаем, что важно иметь возможность [контакта], — говорит Андерсен. — Это связано с безопасностью. И я думаю, они смотрят на это так же».

жизнь в штабе в Бодё настолько далека от внешнего мира, что кажется неземной, будто вы находитесь на подводной лодке или в космосе. Чтобы попасть на данный объект времен холодной войны, необходимо пройти через своего рода портал — проход, пробуренный в скале из кварца. Данный бункер должен выдержать ядерный взрыв, дверь в него поставлена перпендикулярно тоннелю, благодаря чему взрывная волна пройдет через гору, обогнув находящийся внутри объект. Воздух фильтруется с целью атомной, химической, биологической и радиационной защиты. Поднявшись на несколько лестничных пролетов и пройдя по лабиринту ярко освещенных коридоров, вы попадаете в объединенный оперативный центр, где военные следят за Деятельностью на земле, в море и в воздушном пространстве Норвегии 24 часа в сутки.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*