- Первый шаг: через 1–3 месяца
- Второй шаг: через 9–12 месяцев
- Между двумя шагами
Цель нового скандального закона, принятого Верховной радой, — стимулировать разрыв УПЦ с РПЦ, пишет DS News. Он может превзойти все предыдущие религиозные репрессии. «Приведет ли это к реальной духовной независимости украинского народа?» — задается вопросом автор статьи.
Ожидается, что в день независимости Владимир Зеленский подпишет закондеятель религиозных организаций", принятый 20 августа. Но никакие реальные шаги для укрепления духовной независимости Украины в данный день не начнутся.
Первый шаг случится не ранее, чем через 30 дней после опубликования закона. А второй — лишь спустя девять месяцев.
Важны оба шага. Первый касается верхушки УПЦ МП и не требует судебных решений. Второй шаг, с участием судов, будет касаться всей структуры УПЦ МП, включая епархии в областях и религиозные общины в городах и селах. И уже результаты первого шага покажут, действительно ли Банковая исполнена решимости укреплять нашу духовную независимость.
Первый шаг: через 1–3 месяца
Через 30 дней после опубликования закона вступят в силу его статьи 3 и 4, каждая из которых касается одновременно РПЦ и аффилированной с ней УПЦ МП.
Насчет РПЦ статья 3 объявляет однозначно: «деятельность на Украине Русской православной церкви запрещена». Статья 4 перечисляет конкретные последствия этого запрета, в том числе применение СНБО санкций к запрещенной церкви.
В той же статье 4 говорится, что религиозная организация, действующая на Украине, не может входить в структуру (быть частью) РПЦ или быть иным образом аффилированной с РПЦ. Понятно, что это касается в первую очередь УПЦ МП.
Статья 3 гласит, что список религиозных организаций на Украине, аффилированных с РПЦ, утверждается приказом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в области религии, и обнародуется на его официальном вебсайте. Имеется в виду ГЭСС — Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести.
Таким образом, если закон
Подчеркнем, что никаких судебных решений для этого не требуется. Достаточно религиеведческой экспертизы. А она была проведена еще в январе прошлого года. В ее выводах говорится:
«
УПЦ целиком и полностью подпадает под все определенные в ч. 8 ст. 12 Закона Украины № 987 „О свободе совести и религиозных организациях“ критерии принадлежности религиозной организации зарубежному религиозному центру.
Следовательно, УПЦ полностью соответствует признакам религиозной организации, руководящий центр которой находится за пределами Украины, в государстве-агрессоре»;
«
Статус УПЦ как структурного подразделения РПЦ, пользующегося определенными правами самостоятельности, но не образующего автокефальную Церковь, остается неизменным»;
«
УПЦ относительно РПЦ имеет церковно-каноническую связь части с целым»;
«
УПЦ продолжает находиться относительно РПЦ в отношениях подчинения».
Как только ГЭСС на своем сайте признает УПЦ МП аффилированной с РПЦ, это повлечет несколько последствий.
Согласно статье 3 нового закона, деятельность религиозных организаций, аффилированных с РПЦ, «не допускается». Кем не допускается? Понятно, что государством. В частности, кабмин в трехмесячный срок после опубликования закона обязан осуществить установленные законом меры по возвращению государственного имущества из пользования РПЦ «и религиозных организаций, деятельность которых не допускается».
То есть до конца ноября кабмин должен наконец-то отобрать у УПЦ МП Киево-Печерскую лавру. Если мы это увидим — значит, действительно Банковая настроена решительно.
Если же ГЭСС не будет спешить и Кабмин тоже будет бездействовать, тогда можно будет предполагать, что оптимистичный вариант. И поэтому расскажем также и о втором шаге, который обязалась сделать