Черноморский флот России может использовать советскую тактику для перехвата украинских подводных дронов, пишет Forbes. Комбинация из противолодочных кораблей и вертолетов обеспечивает их взаимное прикрытие и позволяет отслеживать подводные цели. Для эффективного выполнения задачи достаточно двух-трех единиц техники.Дэвид Экс
С появлением в конце августа прототипа 18-футовой беспилотной подлодки «Маричка» украинский флот вскоре сможет развернуть собственный подводный ударный потенциал. Оснащенные взрывчаткой и управляемые посредством системы внутренней инерции подводные дроны способны нанести ущерб российским кораблям в Черном море.
Поскольку Черноморский флот не может получить подкрепления, пока Турция контролирует пролив Босфор и не пропускает через него военные корабли, ему приходится довольствоваться имеющимися силами. В связи с этим в России начали разрабатывать варианты перехвата украинских подводных беспилотников, которые могут появиться в будущем.
Речь идет о вертолетах Ка-27, оборудованных гидролокаторами, а также о 181-й дивизии противолодочных кораблей. В подчинении дивизии находятся четыре противолодочных корвета проекта 22160 и три — проекта Grisha-III.
На новых 1700-тонных кораблях проекта 22160, по-видимому, отсутствуют гидролокаторы: их задача — прикрывать более старые 1000-тонные модели Grisha-III, оснащенные двумя гидролокаторами: один устанавливается под носом, а другой — классический «лосиный хвост» — опускается вертикально с корабля на длинном тросе.
Кораблям проекта Grisha-III около 40 лет, поэтому об их состоянии судить трудно. Но в свое время они были «мощными компактными боевыми кораблями», как писал знаменитый военно-морской аналитик Норман Полмар (Norman Polmar) в специализированном журнале ВМС США в 1976 году.
Если Черноморский флот сможет развернуть вертолеты Ка-27 и противолодочные корабли Grisha-III так же, как это сделал советский флот, возможно, ему удастся найти и потопить украинские подводные дроны до того, как те встанут на якорь.
Советская тактика противолодочной обороны на мелководье была довольно сложной, как объяснил военно-морской консультант Трой Бенц (Troy Bentz) в выпуске журнала Proceedings за 2010 год. «Советские военные предпочитали использовать активный гидролокатор для обнаружения объектов в прибрежных водах», — писал Бенц. «Они оценили способ с погружением гидроакустического преобразователя в воду с противолодочного вертолета на быстрых платформах».
«
Наиболее эффективным с точки зрения тактики было использование систем с двумя или тремя платформами», — продолжил Бенц. "В СССР погружные гидролокаторы использовали не только на вертолетах, но и на противолодочных кораблях. Для выполнения задачи достаточно двух-трех «Камовых» или корветов класса Grisha.
При этом корабли и вертолеты действовали сообща, используя тактику взаимного прикрытия, объяснил Бенц. «один корабль дрейфовал, активно отслеживая цель погружным гидролокатором, в то время как другой мчался к расчетной позиции». Таким образом пары из вертолетов и корветов создавали своего рода гидролокационную цепь в узких морских проходах, например в устьях заливов.