Пт. Май 17th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Вторая мировая война была поворотным пунктом в истории Папуа-Новой Гвинеи. И во многом этому способствовали японцы, расположившие здесь свою военно-морскую базу. Папуасы не могли остаться в стороне от мировых событий. Они активно помогали австралийцам в борьбе с Японией, за что получили устрашающее и выразительное прозвище – черные ангелы.

Задолго до начала второй мировой войны японцы придумали один очень интересный термин: зона совместного процветания. На первый взгляд может показаться, что ничего особенно страшного в нем нет. Впрочем, Корея, которая была аннексирована Японией в 1910 г., могла бы с этим и поспорить. Несчастные корейцы процветали совместно с японцами дольше других и много могли бы порассказать о нравах своего агрессивного соседа. Так или иначе, но что же это такое на самом деле, многим азиатским странам выпало узнать на собственной шкуре, благо представился подходящий момент — мировая война. Японией фактически были захвачены не только Маньчжурия и восточное побережье Китая, но и Сиам, Бирма, Малайзия, Сингапур, Гонконг, короче почти вся Юго-Восточная Азия. Крайней точкой, до которой удалось добраться японским захватчикам, оказалась Папуа-Новая Гвинея. Здесь-то на подступах к Австралии и развернулись первые ожесточенные бои с народами, не желавшими, так сказать, совместно процветать.


Конечно, главным противником была Америка. Япония имела неосторожность ввязаться в войну с США, разгромив практически весь ее тихоокеанский флот в Перл-Харборе. Нападение на Гавайи было превосходно спланировано и осуществлено адмиралом Ямамото, но с высоты прошедших лет можно сказать, что это было чистым безумием. Захватить под шумок всю Азию и европейские колонии, пока хозяева выясняли отношения в Европе — это одно. И совсем другое — бросить вызов мировой державе, имевшей в несколько раз больший промышленный потенциал, чем Япония. Сомнительная ничья в битве в Коралловом море и роковое поражение при атолле Мидуэй сорвали все самурайские планы по дальнейшему захвату новых земель. Уже приготовленная высадка на Самоа была отложена, а об оккупации Австралии и Новой Зеландии уже можно было и не мечтать. Главное было как можно скорее выйти из войны, сохранив уже захваченное.


Страна восходящего солнца перешла в глухую оборону, понастроив на своих новых рубежах массу всевозможных хитроумных укреплений.
Оказавшись сегодня в этих диковатых местах, трудно представить, что во время второй мировой войны здесь шли ожесточенные бои на суше, на море и в воздухе. До сих пор на дне здесь лежат десятки кораблей, а в джунглях — обломки японских и американских самолетов. Папуа-Новая Гвинея попала в сферу стратегических интересов Японии, на пути которой непреодолимой стеной встала Америка.
Трудно предположить, что это ровное пространство когда-то было взлетно-посадочной полосой японского аэродрома. Удивительно, но обломки военной техники, оставшиеся от той далекой войны, чуть ли не главные памятники истории человечества в Папуа-Новой Гвинее. Так уж получилось, что бедные папуасы разом перешли из века каменного в век XX, причем не в самый лучший его период.
Самолеты и пушки, танки — от всего этого, действительно, веет некой зловещей монументальностью. Ни один тростниковый домик не простоит полвека, так что обломки самолетов в джунглях для многих здесь остаются единственной пространственной константой. Кстати, чтобы увидеть все, что осталось с тех военных лет, совсем не обязательно рыскать по джунглям. Недалеко от города Кокопо на острове Новая Британия есть музей военной истории, который интересен не своей музейной вылизанностью, а, наоборот, первобытным естеством. В этом месте папуасы собрали все, что смогли найти в окружающих джунглях и что десятки лет лежало там без надобности. Теперь же те, кто увлекается военной техникой, может найти здесь для себя немало интересного. Причем многие экспонаты довольно хорошо сохранились. Тут можно увидеть множество японских тягачей и танков, самолетов.


Можно найти здесь и десятки авиационных двигателей со сбитых самолетов, пропеллеры, пушки, груды самых разных обломков, в том числе и от американских бомбардировщиков, регулярно совершавших налеты на оккупированную Японией Папуа-Новую Гвинею. Если судить по количеству военной техники, то становится понятно, что здесь шли яростные бои. Кстати, местные дайверы утверждают, что нигде в мире под водой на минимальной глубине нет такого количества прекрасно сохранившейся военной техники: кораблей, танков и самолетов. И увидеть их можно даже без акваланга.
Вряд ли где-нибудь еще можно посмотреть, как выглядела база подводных лодок времен второй мировой войны. Конечно, она была уничтожена американцами, но понять, как все это выглядело, вполне возможно. Ровная платформа была причалом, к которому и подходили субмарины. Если нырнуть, то можно увидеть, что глубина в этом месте сразу метров восемьдесят. Прямо от причала отходят узкие коридоры, которые ведут внутрь скалы и затем к батареям береговой обороны, расположенным наверху. Вся скала в этом месте острова Новая Британия изрыта сотнями метров хитроумных коммуникаций. И это, в общем-то, неудивительно. Во время второй мировой войны японцы превратили город Рабаул в Папуа-Новой Гвинее в непристойную крепость и свою крупнейшую базу на Тихом океане.

Почти 600 километров подземных тоннелей, бункеры и базы — все это строилось с расчетом на будущее. Однако показать истинную силу всего этого японцам не удалось. Генерал Макартур предпочел не штурмовать Рабаул, а просто изолировал его от внешнего мира.
В Рабауле можно найти очень много интересного. Хотя большинство подземных ходов в целях безопасности завалено. Но кое-что все-таки сохранилось. Например, тоннель для японских барж.



Идея была проста, но вполне эффективна. На берегу находился кран, который поднимал корабли из воды и ставил их на железнодорожные платформы. Потом они заезжали в глубокий горный тоннель, который являлся идеальным убежищем от налетов авиации. В этом небольшом укрытии прекрасно разместились пять средней величины барж. Они могли быть использованы японцами в любое время, для переброски войск, техники или продуктов. Тот факт, что они уцелели, говорит, во-первых, о том, что этот ангар был сделан на совесть, а во-вторых, что японцы так и не воспользовались всеми укреплениями в полной мере. Бункер, принадлежавший, по утверждению местных историков, самому адмиралу Ямомото, пострадал, конечно, намного больше. Основательность, с которой он был построен, указывает, на то, что японцы собирались обосноваться здесь всерьез и надолго. К счастью, из этого ничего не вышло. И папуасам в результате крупно повезло. Кстати, именно отсюда, из Рабаула, Ямамото вылетел в свой последний полет.

Американская радиоразведка перехватила информацию о том, что самолет командующего Объединенным флотом Японии отправился на остров Бугенвиль. Немедленно в воздух поднялись 17 американских истребителей. Бомбардировщик, на борту которого находился Ямамото, был перехвачен и сбит на подлете к острову Бугенвиль. Он упал в воды Тихого океана с большой высоты и разбился.












Лучшей судьбы автор и вдохновитель налета на Перл-Харбор для себя и пожелать не мог. Смерть в бою — что могло быть прекраснее для человека, который стал врагом Америки номер один и который бы все равно не пережил капитуляции Японии. Чего нельзя сказать о более чем стотысячном гарнизоне Рабаула, пережившем ее без каких либо серьезных проблем. Интересно, что еще два года после окончания войны японцы вывозили отсюда солдат домой. Крайняя точка, до которой им удалось дойти в той войне, находилась более чем в пяти тысячах километров от Токио. Так далеко от дома в войнах XX века, пожалуй, не забирался ни один завоеватель. Правда, большей частью этих километров была самая обыкновенная вода.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*