Чт. Ноя 14th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Большая неопределенность – что победа Трампа сулит американской науке

Избрание Дональда Трампа на пост президента не сулит американской науке ничего хорошего, пишет журнал Science. Автор статьи приводит девять факторов, которые могут определить будущее научной сферы Америки.

Jeffrey Mervis (Джеффри Мервис)

Девять факторов, которые вполне могут повлиять на американскую науку в ближайшие четыре года.

Не прошло и суток с того момента, как республиканец Дональд Трамп нанес поражение вице-президенту из лагеря демократов Камале Харрис и во второй раз одержал победу на президентских выборах в США, а поборники науки уже пытаются выяснить, что же все-таки возвращение Трампа в Овальный кабинет будет означать для научного сообщества Соединенных Штатов.

Недостатка в мрачных прогнозах на ближайшие четыре года нет, ведь здесь нужно учесть и репутацию Трампа, и скандальность всей его предвыборной кампании, и перспективу контроля над обеими палатами Конгресса со стороны его коллег-республиканцев. «Вполне может быть, что для университетов теперь настанут довольно темные времена», — заявил один из лоббистов вузовского образования, намекая на обострение критики республиканцев в адрес научных заведений; а под удар этой критики попало всё, начиная от сотрудничества с Китаем и вплоть до пропалестинских студенческих протестов в университетских кампусах.

В то же время другой служитель науки нашел утешение в традиционной двухпартийной поддержке научных исследований: «Не понимаю, почему следующие четыре года должны быть какими-то мрачными. Ведь Трамп понимает всю Ценность фундаментальных исследований, поскольку наука подпитывает инновации. И мы будем искать всевозможные пути для того, чтобы воспользоваться этой поддержкой». Процитированные нами лица попросили сохранить их анонимность, поскольку они связаны с обоими полюсами политического спектра.

Но вопросов у нас возникает гораздо больше, чем ответов, отчасти еще и потому, что Трамп и его назначенцы не имеют полного контроля над финансированием науки и над политикой в сфере научных исследований. Вот, к примеру, Трамп выдвинул предложение по поводу того, чтобы два десятка федеральных агентств ежегодно тратили около 200 миллиардов долларов на научные исследования. Однако последнее слово будет все-таки за Конгрессом. К тому же внутри Республиканской партии имеются фракции, отражающие местные групповые интересы, и по конкретным вопросам (скажем, по вопросу о расходах или о политике в научной сфере) эти фракции не всегда согласны между собой.

Итак, для ученых, пытающихся разглядеть грядущее сквозь магический кристалл, ниже мы предлагаем девять факторов, которые в будущем станут влиять на положение нашей науки.

Республиканцы вернули себе Сенат

По крайней мере четыре республиканца получили места, которые ранее занимали демократы. Благодаря этому у демократов уже нет перевеса в два голоса, и теперь во многих случаях соперники будут идти почти ноздря в ноздрю, с небольшим отрывом; в результате преимущество республиканцев увеличится. Это означает, что республиканцы будут возглавлять все комитеты Сената, включая те, которые контролируют финансирование научных агентств, и сенатор-демократ от штата Нью-Йорк Чак Шумер уступит место лидеру большинства — это будет либо сенатор-республиканец от Южной Дакоты Джон Тун (John Thune), либо сенатор-республиканец от Техаса Джон Корнин (John Cornyn).

Это важно, поскольку лидер большинства определяет повестку дня комитета, — именно он будет решать, какие законопроекты могут быть вынесены на голосование. Благодаря республиканскому большинству в Сенате утверждение кандидатур, предложенных Трампом, на должности, руководящие сферой науки, упростится.

Республиканцы имеют все шансы сохранить свое влияние в Палате представителей

К настоящему времени более дюжины острых вопросов еще не решены, при этом спикер Палаты представителей республиканец Майк Джонсон (Mike Johnson) от штата Луизиана вряд ли существенно усилит нынешнее республиканское большинство в нижней палате, которое превосходит демократов всего на четыре голоса.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*