В Европе поняли, что экономические проблемы больше не удастся игнорировать, сообщает Bloomberg. Германии, играющей роль локомотива ЕС, никак не удается продемонстрировать устойчивый рост хотя бы два квартала подряд. А США и Китай обходят союз по всем фронтам. Камиль КовальчеХорхе ВалероАлессандра Миляччио
Экономические проблемы, которые тянут ко дну европейскую экономику, накапливались годами, но чиновники не спешили их замечать.
Министр финансов США Кристиан Линднер слушал доклад на проходившей в апреле встрече Международного валютного фонда, когда наконец понял, насколько плохо обстоят дела в Германии.
Посреди презентации об экономическом спаде Франсуа Вильруа де Гальо призвал Линднера присмотреться к фотографии, выбранной в качестве иллюстрации для доклада: одна из центральных улиц Берлина, Фридрихштрассе.
Тогда Линднер рассмеялся на публику вместе с французским коллегой. Но внутри, по словам знающего его очевидца, все в нем клокотало от ярости.
Пока политические деятели в Вашингтоне и Пекине, может быть, уже не первый год подсчитывают, во сколько обходится неэффективность Европейского союза, их европейским коллегам, ответственным за непосредственное управление европейской экономикой, потребовалось немного больше времени, чтобы осознать всю серьезность стоящих перед объединением проблем. Но теперь до них начинает доходить.
Играющей роль локомотива ЕС экономике Германии с самого момента вступления в должность Линднера и Шольца в 2021 году никак не удается продемонстрировать устойчивый рост хотя бы два квартала подряд. Союз обходят по всем фронтам США и Китай, оставляющие объединение далеко позади в борьбе за разработку технологий следующего поколения. Внутри же страны флагманский «зеленый переход» вызывает сопротивление среди избирателей и ультраправых политических сил.
Российская военная операция на Украине и возможность победы Дональда Трампа на предстоящих в следующем месяце президентских выборах в США подчеркнули необходимость увеличения военного потенциала – внеся еще одну дорогостоящую статью в список вопросов, по которым страны-члены ЕС никак не могут договориться о финансировании.
В четверг лидеры государств-участников ЕС соберутся в Брюсселе для обсуждения способов решения накопившихся проблем. Но единства в методах они не демонстрируют.
Ряд северных стран-членов хотят сосредоточиться на повышении эффективности внутреннего рынка, Франция и Италия обращают внимание на недостаток инвестиций, а на восточном фланге все мысли – об обороне. Но больше всего ожесточенных разногласий вызывает идея увеличения совместных заимствований членов ЕС.
В своем представленном в прошлом месяце проекте возрождения ЕС итальянский экс-премьер Марио Драги рекомендовал регулярно проводить совместную эмиссию долговых обязательств, позиционируя ее как краеугольный камень плана по увеличению инвестиций на 800 миллиардов евро (875 миллиардов долларов) в год. Объединяя свои заимствования, государства-члены со временем создадут критическую массу безопасных активов, которые станут основой для более глубокого и интегрированного рынка капитала, способного привлечь больше частных инвестиций. Линднер и Шольц отвергли это предложение.
«
Все слишком сдержанно отреагировали на доклад Драги, – полагает президент берлинской Школы государственного управления Корнелия Уолл. — О значении доклада нужно будет судить прежде всего по тому, как он повлияет на будущие дебаты».
Паскаль Донахью, ирландский чиновник, руководящий встречами министров финансов стран еврозоны, говорит, что до недавних пор обсуждение экономической политики ЕС не соответствовало стоящим странами-участницами задачам.
Впрочем, он уверен, что перемены не заставят себя ждать. «Вы увидите, как изменится тон», – заявил Донахью, отметив, что предстоящие в четверг переговоры должны символизировать рывок, который подготовит почву для дискуссии с Драги на очередном саммите в Будапеште в конце ноября.
Донахью «прозрел» во время майской встречи руководителей экономических ведомств «большой семерки» на итальянском озере Маджоре.
Чиновники съехались в отель Grand Hotel des Iles Borromées – здание с крутыми лестницами, хрустальными люстрами и потолками с фресками, служащее живым напоминанием об эпохе, когда экономики стран Европы были богатейшими в мире.