Пт. Май 17th, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Порт Лорьян сдался немцам 21 июня 1940 года, а уже через 16 дней первая подводная лодка, U-30 под командованием капитан-лейтенанта Фрица-Юлиуса Лемпа, вошла в порт для пополнения запасов. Лорьян вскоре превратился в важнейшую базу подводных лодок Кригсмарине; здесь разместились две флотилии: 2-я флотилия «Зальцведель» и 10-я.
2-я флотилия подлодок была сформирована в сентябре 1936 года, с базой в Киле на побережье Северного моря, но в течение недели была переведена в Вильгельмсхафен.
Флотилию назвали в честь аса-подводника Первой мировой войны обер-лейтенанта-цур-зее Рейнхольда Зальцведеля, который во время «Великой войны» командовал UB-10, UC-10, UC-11, UC-21, UC-71 и UB-81. За 22 плавания он потопил 111 кораблей общим тоннажем 172262 тонн и погиб 2 декабря 1917 года, когда UB-81 напоролась на мину в Ла-Манше. 1 февраля 1935 года Гитлер снял покровы тайны с нового подводного флота, а 16 марта отказался от соблюдения Версальского договора. Именно в то время официально возникли как Кригсмарине (военно-морские силы), так и Унтерзееботваффе (подводный флот). Тайком от прочих стран Германия приступила к строительству 12 новых подводных лодок еще в 1934 году, а в январе 1935 года их готовые узлы ожидали в Киле начала сборки, которая производилась уже открыто.
Англо-германское морское соглашение 1935 года позволило Кригсмарине легально строить флот, составлявший 35 процентов от тоннажа Королевских ВМС. Тоннаж субмарин составлял до 45 процентов и мог подняться до 100 процентов по соответствующему уведомлению. В рамках такого развертывания подводного флота и появилась флотилия «Зальцведель».
Флотилия «Зальцведель» предназначалась для более дальних операций, чем флотилия «Веддиген». В дополнение к двум крупным лодкам типа IА она вооружалась первыми образцами средних субмарин VII серии. U-33 и U-34 были отправлены в Средиземное море для поддержки испанских националистов. U-34вошла в боевой контакт с республиканской субмариной С-3 и потопила ее.
Три года спустя Фриц-Юлиус Лемп на другой лодке из флотилии «Зальцведель» пустил ко дну следовавший в Монреаль лайнер «Атения», что ознаменовало собой начало подводной войны Германии против Британии. Нанося удары по торговым маршрутам в Америку, Индию, Африку и богатые нефтью страны Карибского бассейна, асы-подводники вроде Вернера Хартенштейна и Рейнхарда Хардегена сеяли смерть и разрушения на линиях судоходства союзников. Хотя 2-я флотилия подлодок развернула, наверное, самое разрушительное подводное наступление во Второй мировой войне, захват целыми именно ее двух лодок (U-110 и U-505) вместе с их шифровальными машинами «Энигма» очень помог союзникам в деле одоления подводного флота Германии.
    В составе 2-й флотилии действовали подводные лодки следующих типов:

  • IА — 2 лодки;
  • VIIА — 10 лодок;
  • IХА — 5 лодок;
  • IХВ — 14 лодок;
  • IХС — 28 лодок;
  • IХС/40 — 28 лодок;
  • ХB — 2 лодки;
  • иностранные — UA, UD-3.
10-я флотилия подлодок была сформирована в Лорьяне 15 января 1942 года. С самого основания соединение включало в свой состав лодки дальнего радиуса действия, обеспечивая поддержку и замену тем, которые несли службу во 2-й флотилии.
Флотилия вступила в строй, когда потребность в лодках дальнего радиуса действия стала более актуальной, — после того, как Япония напала на Тихоокеанский флот США в Пёрл-Харборе и Гитлер, поддерживая союзника по тройственному пакту, объявил войну Соединенным Штатам.
Германия и Япония уже имели кое-какие взаимоотношения в области военно-морского дела, поэтому Гитлер проявлял большой интерес в отношении применения подлодок на азиатских морских просторах, причем как для подвоза стратегических материалов, так и для охоты на британские суда и суда Британского Содружества в далеких водах. Отчасти это стремление объяснялось убеждением в том, что появление новой угрозы вынудит союзников распылять силы эскортов.
Рейды в экзотические широты Юго-Восточной Азии являли собой лишь часть обязанностей 10-й флотилии — основные силы ее лодок действовали в Атлантическом океане, отправляясь в плавания к Гренландии, в Центральную Атлантику, Карибское море и к побережьям Южной Америки и Южной Африки. На балансе 10-й флотилии также числились и субмарины снабжения типа XIV, так называемые «дойные коровы». Они использовались для увеличения радиуса действия прочих подлодок за счет дозаправки, доснабжения и довооружения их в отдаленных и пустынных районах океана.
В августе 1944 года, когда войска союзников прорвались с плацдармов в Нормандии и, быстро продвигаясь, создали угрозу немецким базам вдоль Атлантического побережья Франции, 10-й флотилии пришлось оставить базу в Лорьяне. Большинство уцелевших лодок 10-й флотилии передислоцировались в Норвегию, хотя частично они были приписаны к 33-й флотилии и дислоцировались на Дальнем Востоке.
Командир флотилии корветтен-капитан Гюнтер Кунке оставил Лорьян 27 августа 1944 года на последней вышедшей лодке U-853
и 14 октября достиг Фленсбурга (Германия). В том же месяце флотилия была официально расформирована.

    В составе 10-й флотилии действовали подводные лодки следующих типов:

  • IХС — 26 лодок;
  • IХС/40 — 41 лодка;
  • IХD2 — 4 лодки;
  • ХB — 1 лодка;
  • ХIV — 6 лодок;
  • иностранные — UD-3, UD-5

Первым видом оборудования для подводных лодок в ЛОРЬЯН была система устройств, используемая ранее для ремонта рыболовных судов. Субмарины с помощью подъемников заводили на поворотный стол, который затем направлял их на один из шести стапелей.
Из-за ограниченной мощности подъемных устройств и размеров бункеров их использовали только для небольших подлодок.
Следующим шагом было строительство в Керомане двух бункеров типа Dom — «кафедральных» бункеров, названных так из-за высоких куполообразных крыш.
Бункеры, которые строила фирма Karl Brand из Дюрена, имели длину 81 м, ширину 16 м и высоту 25 м. Они использовались для обслуживания и ремонта малых подводных лодок II серии, которые с помощью лебедки поднимали из воды и ставили на тележки, а затем перевозили в сухие доки.
В апреле 1941 года на восточном берегу напротив существующих сухих доков был построен бункер традиционного типа «Скорф». Это сооружение располагало двумя доками длиной чуть более 100 м с мастерской и ремонтным цехом в тыльной части конструкции. Общая длина бункера составляла 128 м.
В 1941 году Организацией Тодта начались работы по созданию бункера «Кероман I», на строительстве которого было занято свыше 15000 рабочих. Хорошо защищенный, бункер был построен по описанному ниже принципу.
На восточной стороне бункера был входной док, открытый к реке Тер. Через него лодка попадала на пандус, имевший наклонное дно. На этом пандусе находилась 45-метровая «люлька», на которую заводили подлодку. После откачивания воды субмарина постепенно опускалась в «люльку», стоявшую на тележке, которую затем с помощью крана перемещали по пандусу длиной 160 м. Наверху «люльку» переставляли на аналогичную тележку длиной 48 м и шириной 13 м, перемещавшуюся в поперечном направлении по специально проложенным путям между бункерами «Кероман I» и «Кероман II», имевших пять и семь сухих доков соответственно. На весь процесс перемещения подводной лодки обычно требовалось примерно два часа.
Доки бункера «Кероман I» имели длину 120 м, ширину 85 м, высоту 18,5 м и толщину крыши более 3 м. Каждый док был оснащен мостовым краном. Строительство бункера «Кероман I» было завершено в сентябре 1941 года. Одновременно шли работы по строительству еще одного комплекса «Кероман II» на возвышении напротив существующего. В каждом доке «Кероман II» было по два мостовых крана. Помимо семи, построили еще и восьмой док, но его отвели под оборудование лодочных тележек.
Строительство третьего бункера, «Кероман III», продолжалось с октября 1941 года по январь 1943 года. Это позволило создать еще семь доков, они имели прямые выходы в глубокую воду и могли использоваться как «мокрые» или сухие. Длина доков составляла 170 м, ширина 135 м, глубина 20 м; каждый док был оснащен мостовым краном. Толщина бетонной крыши была более 7 м.
Планировалось, что следующий бункерный комплекс, «Кероман IV», будет обслуживать новые лодки XXI серии, но из-за военных неудач Германии этот проект не был реализован.
В Лорьяне был не только главный бункерный комплекс, территория военно-морской базы была буквально усеяна небольшими бункерами, включая и комплекс из шести торпедных бункеров к северо-западу от комплекса «Кероман»; комплесы были связаны узкоколейкой. Оборону базы в Лорьяне обеспечивал широкий спектр артиллерийских орудий, от легких 20-мм зенитных автоматов до орудий среднего калибра (75- и 88-мм) и крупнокалиберных (105- и 128-мм).
Последняя подводная лодка, U-155, покинула военно-морскую базу 5 сентября 1944 года, а лодки U-123 иU-129, получившие серьезные повреждения, были брошены. Порт-крепость сдался американским войскам 10 мая 1945 года, через два дня после победы в Европе.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*