В период Второй Мировой Войны строительство укрытий для немецких подводных лодок являлось составной частью программы, предполагавшей создание системы оборонительных сооружений. Предусматривалось возведение однотипных укрытий для торпедных катеров и тральщиков, а также для защиты шлюзов, поскольку при их повреждении порт мог оказаться заблокированным. Помимо этого планировалось строительство бункеров как складов боеприпасов и материально-технической части, долговременных огневых точек и артиллерийских укрытий.
До строительства мощных бетонных бункеров подводные лодки Кригсмарине вставали на швартовку рядом с плавучей базой флотилии, к которой они были приписаны, однако постоянно присутствовала очевидная опасность воздушного нападения со стороны Королевских ВВС, и это заставило заняться разработкой планов строительства специальных укрытий на немецких военно-морских базах в Гельголанде, Гамбурге и Киле.
После падения Норвегии, затем Франции и стран Бенилюкса летом 1940 года для подводного флота было подготовлено довольно много дополнительных боевых баз, которые ввели в эксплуатацию. Базы германских подводных лодок были быстро созданы в Норвегии (в Бергене и Тронхейме) и во Франции (в Бресте, Лорьяне, Сен-Назере, Ла-Паллисе и Бордо). Весной 1941 года немцы, используя накопленный ранее опыт, по отработанным ранее проектам построили новые бункеры на всех основных базах подводных лодок во Франции и в Норвегии. Подобные огромные бетонные сооружения были также воздвигнуты и в Германии — в Гельголанде, Киле и Гамбурге. Эти гигантские укрытия использовались не только для защиты боевых баз: так, под Бременом целый завод, выпускавший современные лодки XXI серии, был воздвигнут внутри массивного бетонного бункера «Валентин» на берегах реки Везер.
Взяв под контроль порты на территории Норвегии и Франции, подводный флот Германии получил свободные выходы в Северное море и Атлантику.
Это ускоряло выполнение боевых операций и позволяло одновременно держать на дежурстве в море большее число немецких подлодок.
Кроме того, несколько баз предоставили Императорские ВМС Японии, важнейшей из которых являлась база в Пенанге, в западной части Малайского полуострова. В Пенанге базировалась группировка фрегаттен-капитана Вильгельма Доммеса, в боевые плавания подводные лодки Германии начали выходить отсюда в июле 1943 года. В Сингапуре, Батавии (Индонезия) и Кобе (Япония) были организованы дополнительные центры ремонта и обслуживания немецких подводных лодок.
БЕРГЕН «БРУНО»
Вскоре после вторжения в Норвегию в 1940 году немцы в нескольких портах создали военно-морские базы, важнейшей из которых была база в Бергене. В мае 1942 года здесь начались работы по строительству бункера для подводных лодок, главным подрядчиком которых выступила строительная фирма Wayss & Freytag AG. Его построили на скалистом берегу небольшого залива, расположенного к западу от города.
По плану, в бункере должно было быть десять доков: три «мокрых» и шесть сухих, а десятый предназначался для хранения топлива. В конечном итоге построили только семь доков: один как хранилище топлива, а из остальных шести три были «мокрыми» и три — сухими.
«Мокрые» доки, расположенные в северной части бункера, имели ширину 11 м, а сухие доки — 17 м; общие размеры бункера составляли 143 м в длину и 130 м в ширину. Над главным бункером был надстроен полуэтаж как пространство для дополнительных складов, он также способствовал усилению защиты внутренней части бункера от воздушной атаки.
В течение большей части войны здесь базировалась 11-я флотилия подводных лодок, а после вторжения союзников в Нормандию она приобрела еще большую стратегическую значимость, поскольку французские базы были одна за другой закрыты и заброшены.
В настоящее время бункер пребывает в запустении.