Чт. Ноя 21st, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Новый авианосец индийского флота «Викрамадитья» (бывший советский ТАВКР «Адмирал Горшков») в настоящее время проходит испытания в акватории  Белого  моря. До конца 2012 года корабль должен будет отправиться в Индию. Какая у него история и какие перспективы на новом месте службы?

Фото: РИА Новости

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Горшков», построенный в Николаеве по проекту 1143.4, стал четвертым и последним построенным кораблем типа «Киев». История этого семейства авианесущих кораблей началась в 1960-х годах, когда после отставки Никиты Хрущева СССР вернулся к созданию большого надводного флота.

История появления тяжелых авианесущих крейсеров достаточно сложна. Их облик сложился как итог компромиссов между Министерством судостроительной промышленности СССР, военным командованием, моряками и политическим руководством страны. Общее объяснение сводится к тому, что флот рассчитывал получить универсальные боевые корабли, при этом более дешевые, чем ударные авианосцы ВМС США. Авиакрыло ТАВКР должно было состоять из противолодочных вертолетов Ка-25 и самолетов вертикального взлета и посадки Як-36 (Як-38). Назначение этих самолетов до сих пор неясно многим специалистам и любителям истории флота: их классифицируют то как истребители, то как штурмовики.

При этом в качестве истребителей они проигрывали и своим одноклассникам — британским «Харриерам», не говоря о нормальных машинах типа МиГ-23, «Фантома» и т.п., а в качестве штурмовиков — практически любым современным на тот момент ударным машинам ведущих стран мира.

Недостатки такого выбора были видны с самого начала, однако выбирать не приходилось: строительство авианосца с катапультным стартом, которое лоббировал, в частности, министр обороны маршал Советского Союза Андрей Гречко и поддерживал министр судостроительной промышленности Борис Бутома, не встречало поддержки в ЦК, где оборонку курировал противник авианосцев Дмитрий Устинов. Главком ВМФ адмирал флота Сергей Горшков в этих условиях не оказывал явной поддержки ни одной из сторон. Ему нужно было так или иначе обеспечить флот авиационной поддержкой вдали от баз, но вместе с тем адмирал Горшков отлично понимал неписанные правила игры в советской властной системе и не собирался рисковать должностью, ссорясь «по крупному» с какой-либо из группировок внутри ЦК.

В итоге Горшков, чьим именем и назвали уже под самый занавес СССР четвертый корабль нового типа, выбрал стратегию «постепенного приближения» к нормальному авианосцу. Первые же советские корабли, способные нести самолеты, было решено считать «противолодочными крейсерами с авиационным вооружением». Позднее появилась привычная аббревиатура ТАВКР.

Одновременно было решено, коль скоро Як-38 не способен обеспечить нормальные ударные возможности, усилить вооружение самого корабля, оснастив его противокорабельными ракетами. Строительство крейсеров проекта 1143 началось в июле 1970 года с закладки головного «Киева» на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Четвертый корабль серии «Баку», будущий «Адмирал Горшков», был заложен восемь лет спустя.

Новые корабли вошли в состав флота в 1975-87 годах, став крупнейшими на тот момент боевыми единицами ВМФ СССР. Полное водоизмещение «Адмирала Горшкова» превышает 50 тысяч тонн. Превзойти этот показатель из числа введенных в строй отечественных кораблей смог только «Адмирал Кузнецов», полное водоизмещение которого превышает 60 тысяч тонн.

Развал СССР сорвал планы модернизации авианосца, по которым он должен был получить новейшие СВВП Як-141. В 1992 году «Горшков» встал на ремонт, из которого уже не вышел. В феврале 1994 года на крейсере произошли подряд две крупные аварии: пожар и взрыв паропровода. О возможности ввода корабля в строй никто уже не говорил.

Модернизация и продажа

О возможной продаже корабля Индии заговорили еще в конце 90-х годов. Тогда же стали обсуждать планы его переделки в классический авианосец с обеспечением базирования 20-25 самолетов МиГ-29. Контракт на продажу авианосца был заключен в 2004 году. По нему Россия обязывалась за 1,5 миллиарда долларов передать Индии корабль, партию палубных истребителей и обучить экипаж. В ВМС Индии «Горшков» получил имя «Викрамадитья» — в честь одного из исторических героев страны. По архитектуре переделанный «Горшков» будет напоминать несколько уменьшенный в размерах «Адмирал Кузнецов». Корабль лишился противокорабельных ракет, получил сквозную палубу с трамплином в носовой части корабля, новые системы ПВО и радиоэлектронное вооружение. В составе ВМС Индии он должен будет использоваться совместно с новейшими фрегатами российской постройки проекта 11356.

Интерес к проекту, и без того высокий, еще больше вырос летом 2007 года, когда было объявлено о срыве контракта, первоначально предусматривавшего передачу корабля в 2008 году, и необходимости продления сроков работ до 2010 года. В качестве причины срыва была названа неверная оценка объема работ по ряду бортовых систем корабля и заниженная стоимость его модернизации. Некоторые специалисты утверждают, что срыв контракта предполагался еще в 2004 году, и генеральный директор «Севмаша», ушедший летом 2007 года в отставку якобы именно «из-за Горшкова», в данной ситуации оказался «стрелочником». Дополнительную интригу ситуации в момент наибольшего обострения споров весной 2008 года придавали разговоры о возможном выкупе корабля и самолетов Министерством обороны России с целью использования в составе российского ВМФ.

В начале марта 2008 года, появились сообщения о достижении договоренности между Россией и Индией по вопросу завершения модернизации корабля. Окончательный срок был установлен на 2011 год, потом плавно переехал еще на год – на декабрь 2012. Сейчас, летом 2012, судя по тому, насколько интенсивно ведутся работы, этот срок все же должен быть выдержан.

В составе индийского флота российский корабль должен будет заменить авианосец «Вираат» — бывший британский «Гермес» 1959 года постройки, купленный Индией в 1985 году. «Вираат» в случае если «Горшков» придет ему на смену в 2010, прослужит в общей сложности 51 год. «Горшков» построен в 1987 году. Интересно, какой будет его судьба к 2038?

Ответить на этот вопрос невозможно, но ясно то, что корабль сегодня является для индийского флота полноценным «джокером». «Горшков» с МиГ-29 на палубе обеспечивает индийскому флоту превосходство над любым из соседей, включая прежде всего вечного оппонента – Пакистан. Неясен и возможный потенциал китайских кораблей – прежде всего из- за сомнений в способности китайского авиапрома создать полноценный палубный истребитель, используя в качестве прототипа купленный на Украине опытный экземпляр советского Су-33.

В итоге единственным флотом в регионе, обладающим существенным превосходством над ВМС Индии, остается ВМС США. В то же время для США остро необходима поддержка Индии в возможном противостоянии с Китаем.

Остается только гадать, на чью сторону ляжет индийский джокер и какой картой он обернется в итоге.

Источник: http://rus.ruvr.ru

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*