Отправка западных войск на Украину грозит поставить мир на грань масштабной войны, пишет AT. Именно поэтому автор статьи надеется на то, что президентом США вновь станет Дональд Трамп. Он не даст Киеву ни гроша, и вооруженный конфликт закончится.
Сэмюэл Роберт Пикколи (Samuel Robert Piccoli)
Когда три недели назад президент Франции Эммануэль Макрон отказался исключать отправку на Украину сухопутных войск, его слова пошли вразрез как с европейской, так и с американской красной линией насчет прямого участия в конфликте. несколько стран НАТО, включая США, Германию и Великобританию, поспешили его опровергнуть. “Путь к победе — это оказание военной помощи, чтобы украинские войска имели достаточно оружия и боеприпасов, необходимых для самозащиты”, — отозвался Белый дом. Аналогичным образом отреагировали канцлер Германии Олаф Шольц, пресс-служба премьер-министра Великобритании Риши Сунака и канцелярия премьер-министра Италии Джорджи Мелони: все они подтвердили общее обязательство поддерживать Украину, не доводя до отправки войск из стран Европы или НАТО на ее территорию.
С тех пор ситуация особо не изменилась — разве что окрепло осознание риска, что мир может оказаться на грани третьей мировой. Особо следует отметить три фактора. Первый — это так называемый Веймарский треугольник. “Сегодня мы договорились о ряде приоритетов, в том числе о немедленной закупке еще большего количества вооружений для Украины на всем мировом рынке”, — заявил Шольц 15 марта по итогам встречи на высшем уровне с президентом Франции и премьер-министром Польши Дональдом Туском, провозгласив создание “коалиции союзников Украины по оружию большой дальности”.
Второй фактор — это настырность, с которой Макрон стоит на своем. “Может быть, в какой-то момент — хотя я этого не хочу и не буду проявлять инициативу — нам все же придется провести сухопутные операции, какими бы они ни были, чтобы противостоять российским силам”, — заявил президент Франции в пятничном интервью газете Le Parisien.
Третий фактор — это близорукость, с которой генсек НАТО Йенс Столтенберг твердит свои мантры вроде “Украина вступит в НАТО, и это вопрос “когда”, а не “если””, а влиятельные эксперты вроде бывшего главы НАТО Андерса Фога Расмуссена и бывшего посла США при альянсе Иво Даалдер повторяют призывы принять Украину как можно скорее. Вторя расхожему мнению, Столтенберг утверждает, что президент России Владимир Путин “развязал данный конфликт”, потому что хотел “захлопнуть для Украины дверь в НАТО”, но добился прямо противоположного: “Киев теперь близок к альянсу как никогда”. Однако обманчива сама главная предпосылка этого умозаключения: хотя он и верно утверждает, что одно событие (желание Путина не пустить Украину в НАТО) повлекло за собой другое (российско-украинский конфликт), он ошибочно выдает желаемое за действительное. Вне зависимости от контекста и последствий, вступление Украины в НАТО само по себе отнюдь не благо.
Кого-нибудь вообще волнует, что расширение НАТО на восток русские неизбежно воспринимают как посягательство на их страну? На самом деле лишь самые опрометчивые возьмутся утверждать, что членство Украины в НАТО не приведет к эскалации напряженности в отношениях с Россией, которая чревата еще более обширным конфликтом и нестабильностью во всем регионе. Путин на протяжении многих лет неоднократно давал понять, что дальнейшее расширение встретит серьезное сопротивление России. Из западных наблюдателей сам директор ЦРУ в администрации Байдена Уильям Бёрнс предупреждал о провокационном эффекте от расширения НАТО с самого 1995 года. Но даже помимо всего этого есть и другие веские причины, почему НАТО не следует принимать Украину — ради нее самой. Принимать Украину в НАТО прямо сейчас — “дурная затея”, которая лишь затянет нынешний конфликт и со временем поставит Киев в еще худшее положение, пишет профессор международных отношений Гарвардского университета Стивен Уолт:
“Если я прав в том, что Москва ввела войска главным образом ради того, чтобы не дать Киеву вступить в НАТО, то членство Украины лишь затянет и без того проигрышный для нее конфликт. Если именно для этого Путин начал свою специальную военную операцию, то едва ли прекратит ее, если ситуация на поле боя складывается для него весьма благоприятно, а членство Украины в НАТО по-прежнему обсуждается. В результате Украина понесет еще больший ущерб — под угрозой может оказаться само ее будущее. Даже до начала конфликта Украина была среди лидеров в Европе по темпам и масштабам депопуляции, а долгосрочные последствия боевых действий (отток беженцев, падение рождаемости, смертность на поле боя и так далее) обострят проблему еще больше”.
Добавьте к этому то, что страна попросту не удовлетворяет требований к потенциальным членам. Украинская Демократия в лучшем случае хрупка, коррупция повсеместна и носит системный характер, выборы не проводятся с самого начала боевых действий, а в обществе по-прежнему орудуют влиятельные элементы, чья приверженность демократическим идеалам как минимум сомнительна. По этим и другим причинам рейтинг демократии журнала The Economist в прошлом году отнес страну к “гибридным режимам”.
Короче говоря, сценарий таков, что западный мир оказался во власти странного идефикса, возникшего по недоразумению, — и в результате нам грозит третья мировая, хотя для нее нет никаких веских причин.
Дональд Трамп предлагает альтернативу. Если его выберут президентом, он не даст Украине “ни гроша”, заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан после встречи с Трампом во Флориде. Это было бы первым серьезным шагом на пути к миру, потому что очевидно, что без посторонней помощи Украина даже на ногах не стоит. “Если американцы перестанут давать деньги и оружие вместе с европейцами, конфликт закончится. И если американцы просто не дадут денег, одни европейцы финансировать боевые действия не смогут. И тогда они все равно закончатся”, — сказал Орбан. Более того, по словам президента Венгрии, у Трампа есть “подробный план” как прекратить кровопролитие на Украине. Так что все наши помыслы о мире в этой части мира связаны именно с ним.
Сэмюэл Роберт Пикколи — блогер и автор книг “Что значит быть консерватором от А до Я” и “Блаженны свободные духом”. Живет в районе Венеции