- Народная поддержка
- Отказ от военного противостояния и побег
- Предоставление убежища не означает, что Асад останется в Москве
Россия предоставила убежище Асаду в обмен на отказ от сопротивления оппозиции, пишет Asharq Al-Awsat. Москва приняла это решение, чтобы избежать широкомасштабной войны в Сирии, которая могла бы продолжаться долгое время и разрушить страну, отмечает издание.
Раед Джабер
Москва предложила бывшему президенту безопасный способ покинуть страну при условии, что он согласится не сопротивляться оппозиции.
«
Других вариантов не было. Президент Башар Асад должен был как можно скорее согласиться на запуск политической инициативы, которая открыла бы путь к диалогу с оппозицией и упредила бы начало операции “Сдерживание агрессии”». Такова была суть настоятельного совета, который Россия дала сирийскому президенту.
«
Москва располагала точной информацией о сроках, масштабах и целях [этой операции], но было уже слишком поздно. Ей пришлось поспешно организовать побег Асада, чтобы не дать Сирии быть втянутой в разрушительный конфликт, последствия которого были бы катастрофическими», – заявил советник МИД России Рами аш-Шаер.
«
Имеющиеся у Москвы данные о подготовке к широкомасштабному наступлению побудили ее принять срочные меры реагирования (за 48 часов). Сирийские власти по конфиденциальным каналам были проинформированы о том, что вооруженные группировки будут продвигаться в сторону Алеппо, а оттуда – к другим сирийским городам», – заявил он в эксклюзивном интервью газете Asharq Al-Awsat.
«
Россия срочно задействовала канал связи с Турцией и Ираном, чтобы попытаться остановить эскалацию и вернуться к политическому диалогу, но вскоре Москве стало ясно, что окончательное решение уже принято, и группировки не откажутся от плана наступления», – добавил он.
Народная поддержка
Москве тяжело далось это решение, утверждает аш-Шаер. Разведка подтвердила, что дело не только в уровне подготовки группировок к нападению [на Сирию], но и том, что повстанцы пользуются широкой народной поддержкой. По данным разведки, около 80% сирийцев решительно поддерживают это наступление.
Советник, близкий к российскому руководству, рассказал Asharq Al-Awsat, что переговоры России с Турцией и Ираном были посвящены механизмам предотвращения вооруженного насилия. Кроме того, российские спецслужбы сообщили о растущем недовольстве в рядах сирийской армии.
«
В связи с этим центр принятия решений в России принял решение (исходя, прежде всего, из необходимости не допустить скатывания ситуации к разрушительной гражданской войне) инициировать прямой контакт с Асадом. Его проинформировали о том, что страна находится на грани катастрофы и что необходимо ускорить запуск политической инициативы, основанной на межсирийском диалоге. Но, к сожалению, Асад отреагировал не так быстро, как следовало», – заявил аш-Шаер.
«
К этому времени силы оппозиции уже приблизились к Алеппо. Мы следили за реакцией населения и постепенным отходом правительственных сил, что позволило повстанцам усилить контроль над городом», – добавил он.
Отказ от военного противостояния и побег
Учитывая текущее развитие событий и стремительный коллапс сирийской обороны, особую озабоченность вызывал тот факт, что повстанцы не ограничатся Алеппо. установление контроля над Хомсом – вот главная цель оппозиционных сил.
Москва попросила Асада отдать приказ войскам не вступать в военное противостояние, что «было согласовано с турецкой и иранской сторонами».
Тегеран согласился на данный вариант. Иранское руководство сочло, что сирийская оборона слишком слаба и нет необходимости не разжигать конфронтацию, которая привела бы к широкомасштабному противостоянию и не позволила бы режиму устоять.
«
На этом этапе стало ясно, что ситуация выходит из-под контроля режима [Асада], особенно учитывая, что повстанцы подошли к Хомсу. В то же время ускорилась подготовка к проведению переговоров министров астанинского формата в Дохе. На этом этапе с Асадом связались и предоставили гарантии безопасности ему и членам его семьи. Ему был предложен безопасный способ уехать, если он согласится не оказывать сопротивления и уйти с должности президента», – отметил аш-Шаер.
Асад согласился с этим предложением через несколько часов. Министр обороны Сирии отдал приказ армии и спецслужбам не оказывать сопротивления. Он приказал офицерам и солдатам оставаться дома, снять военную форму и переодеться в гражданскую одежду.
В ходе встречи в Дохе – накануне падения режима [Асада] – основное внимание было уделено роли, которую «Астанинская группа» могла бы сыграть, чтобы помочь Сирии в текущих обстоятельствах.
Благодаря этим действиям удалось избежать ожесточенного противостояния и скатывания к широкомасштабной гражданской войне.
«
Уже второй раз Москва спасает Сирию (...) Последний раз это было, когда боевики стояли у ворот осажденного Дамаска; без оперативного вмешательства России город был бы разрушен, а в столкновениях погибло не менее миллиона его жителей», – отметил аш-Шаер.
«
Астанинская группа» помогла установить режим прекращения огня с целью дать необходимое время для того, чтобы режим Асада и сирийская оппозиция «созрели» для начала межсирийского диалога и решились на «политический переход», отвечающий чаяниям сирийцев.
Но сирийский режим затянул с политическим урегулированием. Вот почему у вооруженной оппозиции закончилось терпение, и она начала военную операцию.
Предоставление убежища не означает, что Асад останется в Москве
Москва приняла решение о предоставлении политического убежища Асаду [и его семье] в обмен на отказ от сопротивления вооруженной оппозиции. Для России важно то, что широкомасштабной войны, которая могла бы продолжаться долгое время и разрушить страну, удалось избежать. Москва прекрасно понимает, что большинство сирийцев может быть недовольно тем, что она предоставила убежище Асаду и членам его семьи. Однако Кремль считает, что со временем они поймут мотивы этого решения. Кроме того, тот факт, что сейчас Асад получил убежище в России, не означает, что он останется в Москве.
«
Россия задействовала канал связи с Асадом, а затем с ним встретились лично, чтобы заверить его в том, что он и члены его семьи смогут безопасно покинуть страну», – заявил аш-Шаер, добавив, что «Асад был доставлен прямым рейсом из Дамаска в Москву».
вместе с тем Рами аш-Шаер подверг резкой критике заявления постоянного представителя России при международных организациях в Вене Михаила Ульянова, который заявил, что решение о предоставлении убежища было принято потому, что «Россия не бросает своих союзников, в отличие от Вашингтона». Он считает, что это заявление абсолютно «не соответствует действительности и тем событиям, которые привели к принятию этого решения».
«
Это решение [предоставление убежища] не направлено на защиту Асада от преследований, а скорее является шагом на пути к перемирию, которое остановит кровопролитие в Сирии», – добавил он, отметив, что Ульянов «должен понести ответственность за заявление, которое не отражает позицию России».