Ситуация в Грузии опасно напоминает украинские события десятилетней давности, пишет Advance. Противостояние между властью и оппозицией, действующей при поддержке ЕС, не утихает. Запад все сильнее давит на Грузию, работая по уже опробованной на Украине модели. Антун Роша
Ситуация в Грузии выглядит неприятно знакомо. Многое напоминает Украину зимой 2013 года. Я напомню, что президент Украины Виктор Янукович объявил тогда, что Украина отказывается от планов по присоединению к Европейскому Союзу, а вместо этого переориентируется на Россию. Он объяснил это стратегическими и экономическими интересами Украины. Буквально в тот же день начались демонстрации, которые с каждым днем становились все более беспорядочными, особенно на центральной киевской площади — Майдане. Вскоре в дело пошло оружие. Януковича свергли, и Украина погрузилась в глубокий кризис, из которого уже так и не выбралась. Нынешний вооруженный конфликт на Украине напрямую связан с теми драматическими событиями конца 2013 – начала 2014 годов.
Во многом Грузия сейчас повторяет этот сценарий. Правящая националистическая партия "Грузинская например, в Молдавии, и нечто подобное постепенно вырисовывается и в Румынии.
В грузинском случае есть оппозиция, которая придерживается выраженной прозападной позиции и не соглашается ни на какие другие варианты для Грузии, в том числе более нейтральный подход к геополитической ориентации. Члены правящей партии уже много месяцев предостерегают от этой жесткой прозападной позиции, которая, по их словам, может довести Грузию до военной катастрофы, уже случившейся с Украиной, особенно если нынешняя оппозиция придет к власти и вплотную займется, например, переговорами о вступлении Грузии в НАТО.
А именно это предусматривают американские планы, разработанные еще в начале века. Джордж Буш предпринял ряд конкретных шагов для включения Грузии в НАТО, а Россия ответила на это, напав на Грузию в 2008 году. война продолжалась всего две недели и завершилась отделением двух грузинских регионов, где проживает русскоязычное население. Россия признала Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами. Широкий контекст этой интервенции был понятен: Россия не могла позволить, чтобы НАТО «пустил корни на ее юге».
С тех пор Грузия пережила множество политических кризисов, но в итоге выкристаллизовались два полюса. Сегодня Грузия — расколотая страна, одна часть которой выступает за максимальную интеграцию с Западом, включая Европейский Союз и НАТО, а вторая, возможно, предпочла бы ориентацию на Восток или же нейтралитет в той или иной форме в момент столкновения мощных держав на мировой арене.
Партия "Грузинская процесс присоединения к Европейскому Союзу не прекращен полностью, а только заморожен на четыре года. В целом это разумно, так как через четыре года, будем надеяться, вооруженный конфликт на Украине закончится, и политическая арена Европы, скорее всего, сильно изменится. ясно, что в крайнем случае через четыре года даже Европейский Союз может уже не существовать. Для такой небольшой страны, как Грузия, которая по численности населения сопоставима с Хорватией (3 миллиона 760 тысяч и 3 миллиона 853 тысячи), есть смысл «выигрывать время», поскольку кардинальные решения могут довести ее даже до войны. Но, в отличие от Украины, вряд ли она сможет защититься сама, если окажется под ударом России.
Оппозиция, с другой стороны, категорически не согласна с отсрочкой переговоров и расценивает ее как трагический и недопустимый поворот. Оппозиционеры утверждают, что "Грузинская
Но Майдан случился не так давно. Разве оппозиция не видит, в каком направлении развиваются события? На улицах уже разворачиваются сцены, которые доказывают: ситуация выходит из-под контроля. Кадры, сделанные прошлой ночью в Тбилиси, выглядят почти так же, как Майдан десятилетней давности. Протестующие нападают на полицейских, блокируют улицы и проезжие части, бросают коктейли Молотова. Им отвечают слезоточивым газом и водометами. По последним данным, задержаны более 250 человек. Очень многое сегодня в Тбилиси напоминает так называемую оранжевую революцию. Кстати, сегодня это подтвердили в Москве. И не стоит игнорировать это сходство только потому, что о нем заявляет Россия. Достаточно окинуть взглядом недавнюю историю подобных революций, и станет ясно, что все они похожи друг на друга. Протестующие с одной стороны действуют все жестче; страдает все больше сотрудников правоохранительных органов; тем временем западные СМИ усиливают свою поддержку протестующих, полностью и безоговорочно оправдывают их действия и собирают свидетельства о «нападениях на мирных протестующих», хотя кадры с места событий говорят совсем о другом. Эта тактика применялась уже несколько раз. Но реально она «сработала» только на Украине, когда та не успела переориентироваться и свалилась в военный хаос. Непосредственная близость России сыграла судьбоносную роль, как и общая нестабильность в отношениях Москвы с Вашингтоном. Времена изменились, и каждый новый шаг Запада к расширению военного контроля посредством НАТО теперь вызывает у России крайне негативную реакцию, хотя когда-то практически без всяких возражения три бывшие советские социалистические республики вошли в НАТО: Литва, Латвия и Эстония.