«Конгресс должен обладать полномочиями… чеканить монеты, регулировать их ценность, ценность иностранных монет, а также устанавливать стандарты весов и длин«.
Конституция Соединённых Штатов, раздел 8, 1787 г.
Именно этим Конгресс и занимался. В 1792 году стоимость доллара была зафиксирована законом в размере 24,75 грана (не путать с граммом) или 0,05156 тройской унции золота. В 1837 году процесс чеканки монет был модернизирован и установлен новый стандарт — 25,8 гран или 20,67 долларов за тройскую унцию золота. Эти цифры оставались «фиксированной стоимостью» золота на протяжении 96 лет, с 1837 по 1933 год.
Объявление войны — 1933-34
4 марта 1933
Не прошло и 20 лет после образования ФРС, как президент Франклин Рузвельт стал главой Белого дома в первый раз.
6 марта 1933
Пользуясь принятым в 1917 году Законом о военном положении, Рузвельт объявил о закрытии всех банков на четыре дня. Двери банков были закрыты с 6 по 9 мая.
9 марта 1933
Первый из так называемых «Ста дней». Президент созвал экстренное заседание новоизбранного демократического Конгресса с целью обсудить постановление, заранее подготовленное президентскими советниками. Через несколько часов, после очень непродолжительных дебатов, Конгресс принял документ, направленный на «урегулирование существующей чрезвычайной ситуации банковской системы и решение других проблем».
5 апреля 1933
Пользуясь властью, полученной от Конгресса 9 марта, президент Рузвельт подписал Распоряжение 6102, запрещающее частным лицам держать в частном владении золото в монетах, слитках или золотых сертификатах. Вывоз золота из страны без специальной лицензии Казначейства также был запрещён.
5 июня 1933
Конгрессу была представлена подписанная президентом совместная резолюция. Согласно этой резолюции, оговорка о пересчете в соответствии с ценой золота аннулировалась во всех существующих правительственных и частных договорах. Разумеется, документ был принят.
Октябрь 1933
Администрация Рузвельта решила взять на вооружение стратегию, предложенную профессором Джорджем Уорреном из Корнеллского университета. Стратегия заключалась в том, чтобы контролировать инфляцию при помощи повышения и понижения «золотого содержания» доллара. Эта идея была воплощена в жизнь как одна из первых мер «Нового курса». К январю 1934 года провал «стратегии регулирования стоимости доллара» стал очевиден, и от неё отказались.
30 января 1934
В течение пяти дней Конгресс рассмотрел и одобрил Закон о золотом стандарте, почти без обсуждений. Согласно этому документу права на всё золото получало только Федеральное казначейство. Федеральным банкам в обмен на их золото выдавались «золотые сертификаты», однако стоимость этих сертификатов не была привязана к определённому количеству золота. Когда один эксперт, выступавший перед комитетом сената, выразил протест против подобных мер, «сенатор от администрации» перебил его, заявив:
«Доктор, вы не улавливаете смысла этих золотых сертификатов. Они нужны не для того, чтобы по ним можно было получить золото. Они нужны, чтобы отнять золото».
31 января 1934
На следующий день после принятия закона президент Рузвельт установил стоимость доллара на уровне 15,715 гран золота. Произошла резкая девальвация с 20,67 долларов за тройскую унцию до 35,00 долларов, то есть на 69,3 процентов.
Казначейство стало единственным «владельцем» всего золота, что принадлежало нации накануне, пополнив свои золотые запасы на 2,81 миллиард долларов. Никто больше не имел права держать золото кроме как с разрешения Казначейства.
В июле 1944 года на Бреттон-Вудской конференции цена золота была жёстко зафиксирована — 35 долларов за тройскую унцию. Доллар стал мировой резервной валютой. В июле 1947 года были основаны Международный валютный фонд и Международный банк. Цена 35 долларов за тройскую унцию действовала до 15 августа 1971 года.
Конец «фиксированного» доллара
Первая золотая война — «Лондонский золотой пул», 1961—1968
К началу 1960-х годов поддерживать соотношение $ 35 = 1унция золота стало сложнее. Потребности в золоте росли, а золотые запасы США эти требования удовлетворить не могли из-за постоянно растущего дефицита торгового баланса с остальным миром.
В 1961 году, вскоре после инаугурации президента Кеннеди, новый заместитель секретаря Казначейства Роберт Руза высказал мнение, что США и Европа должны объединить свои золотые резервы с целью удержать стоимость золота близко к официальной — 35 долларов за унцию. В результате центральные банки США, Британии, Западной Германии, Франции, Швейцарии, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга образовали «Лондонский золотой пул».
Пул начал разваливаться, когда от своих обязательств отказалась Франция (во главе которой в то время находился Шарль де Голь), потребовав обмена солидной порции своих долларов на золото вместо долговых бумаг американского Казначейства.
По условиям подписанного в 1944 году Бреттон-Вудского соглашения Франция имела на это полное право. Потеря этого золота оказалась для США серьёзной проблемой, и в апреле 1968 года Лондонский золотой пул прекратил своё существование. Однако положение США это не облегчило.
К концу 1960-х годов перед США встал нелёгкий выбор — ликвидировать торговый дефицит или пересмотреть стоимость доллара по отношению к золоту, чтобы она отражала реальную ситуацию. Президент Никсон решил не делать ни того, ни другого. Вместо этого он отказался от международных обязательств США по обмену долларов на золото — так же, как президент Рузвельт отказался от внутренних обязательств в 1933 году.
15 августа 1971 года мистер Никсон прикрыл «золотое окно». Последняя ниточка, связывающая доллар с золотом, была перерезана. Результат был неизбежен. В феврале 1973 года мировые валюты пустились в «свободное плавание». К концу 1974 года цена на золото взлетела от 35 до 195 долларов за унцию.
Вторая золотая война — аукционы МВФ/Казначейства США, 1975—1979
1 января 1975 года, спустя 42 года, американцам было возвращено право владеть золотом. Предвидя, что спрос на драгоценный металл будет огромным, Казначейство США и многие другие центральные банки продали значительную часть своих золотых запасов, получив солидную прибыль в ценных бумагах. Этот процесс привёл к двум главным результатам: 1) за полтора года цена на золото снизилась до 103 доллара за унцию, и 2) большое количество мелких частных инвесторов «прогорели».
Но этот «предупредительный удар» по цене на золото не решил проблему неустойчивости «плавающей» валюты. Когда цена на золото начала восстанавливаться после снижения 1976 года, МВФ (контролируемый США) наряду с самим Казначейством провёл серию аукционов с целью снизить цену на золото. Тем не менее, произошло очередное падение доллара — с января по октябрь 1978 года доллар потерял порядка 25 процентов своей ценности по отношению к корзине валют основных торговых партнёров. В начале 1979 года, мера себя не оправдала, а огромный спрос на золото грозил слишком сильно «подчистить» запасы МВФ/Казначейства, золотые аукционы прекратились.
Цена на золото снова достигла уровня декабря 1974 года (195 долларов за унцию) к июлю 1978-го. На этом она не остановилась, а неумолимо ползла вверх, достигнув 250 долларов за унцию в феврале 1979 и 300 в июле того же года. Тогда же, в июле, отчаявшийся Джимми Картер назначил на пост главы ФРС Пола Волкера. Золото продолжало стремительный взлёт, к октябрю цена на него приблизилась к 400 долларов. В это время Волкер принял участие в конференции в Белграде, где прозвучало опасение, что вся мировая финансовая система находится на грани краха. По возвращении в США Волкер предпринял срочные меры: он объявил, что ФРС отказывается от стратегии регулирования ставки процента и переключается на стратегию контроля над денежной массой.
Новая политика Федрезерва дала плоды не сразу: с 1 ноября 1979-го по 21 января 1980-го цена на золото взлетела с 381 до 850 долларов за унцию.
Начало бумажной эры
В начале 1980 года стали ощущаться первые результаты политики Волкера. Процентные ставки устремились вверх. Одновременно с этим доллар сначала замедлил падение, затем остановился и, наконец, начал понемногу расти. Инвесторы и обычные американцы, которые до этого вкладывали в золото, ринулись скупать бумажные деньги, соблазнившись высокими процентными ставками и перспективой дальнейшего роста доллара. Угроза финансовой катастрофы миновала, но за это пришлось заплатить немалую цену. В апреле 1980 года базисная ставка достигла в США 20 процентов (с небольшим падением в середине 1980 г.), продержавшись до 1981 года. Инвесторы переметнулись от золота обратно к доллару.
В начале-середине 1982 года процентные ставки начали снижаться, и инвесторы снова оказались перед дилеммой — что делать с долларом. Ситуация напоминала 1970-е годы. За период с середины августа 1982-го по январь 1983-й индекс Доу-Джонса с отметки 776 поднялся почти до 1100. Золото начало расти ещё раньше и проделало ещё более впечатляющий путь — с 296 до 510 долларов за унцию с июня 1982-го по январь 1983-го.
Но на этом сходство с 1970-ми заканчивалось. За четыре последних операционных дня в феврале 1983 года цена на золото упала на 105 долларов, в то время как Доу впервые преодолел отметку в 1100 пунктов. Начался длительный период рынка «быков» и долгая стагнация цен на золото.
На изменение настроения инвесторов повлияло множество нюансов, однако одна конкретная перемена в финансовой системе наиболее показательна. В марте 1971 года, за четыре месяца до того, как Никсон прикрыл «золотое окно», «постоянный» потолок американского госдолга был заморожен на уровне 400 миллиардов долларов. К концу 1982 года, понимая, что дальше так продолжаться не может, Казначейство США ликвидировало разницу между «постоянным» и «временным» долговым потолком.
Таким образом, был расчищена дорога для последующего бурного роста американского госдолга. А учитывая роль доллара как мировой «резервной валюты», дорога была расчищена для бурного долгового роста по всему миру. И для пяти крупнейших «бычьих рынков» в истории:
Рост цен на мировом фондовом рынке 1982-87 годов.
Рост цен на японской фондовой бирже/рынке недвижимости 1988-90 годов.
Рост индекса Доу-Джонса (и затем Nasdaq) — конец 1994 — март/апрель 2000 годов.
Глобальный рост цен на недвижимость 2002-06 годов.
Возрождение мирового фондового рынка 2006-07 годов.