Во время войны в Северной Америке (1775—1783) тринадцати английских колоний за независимость совсем не было военного флота. Английский же флот, блокировав побережье, нарушал снабжение колоний. Тогда школьный учитель Д. Бюшнелл спроектировал одноместную субмарину из дерева, обшитого листами меди. Ее яйцевидный корпус больше походил на бочку, но имел башенку с иллюминаторами, два винта в виде винтов Архимеда: один горизонтальный, другой вертикальный, и маленький руль. Ее назвали «Черепаха», по-английски — «Тартл». Снизу закрепили якорь и груз для устойчивости — в морской терминологии это называется остойчивость. Для любого судна важно, когда на море качка, не перевернуться, а как ванька-встанька возвращаться в первоначальное положение из крена.
Для погружения под воду небольшой бак заполняли водой, а для всплытия воду откачивали ручным насосом. Бак служил балластной цистерной. Субмарина приводилась в движение гребными винтами, которые вращал ногами подводник, нажимая на педали, как это делает велосипедист.
На башенке была установлена труба, соединяющая внутреннюю полость с атмосферой. Следовательно, погружаться ниже этой трубы «Тартл» не могла. Субмарина была вооружена миной, начиненной 65 кг пороха, который поджигался запалом с помощью часового механизма.
Предусматривалось, что подводник должен был приблизиться к стоящему вражескому кораблю, буравом просверлить отверстие в его деревянном днище и прикрепить к днищу мину, прикрепленную к бураву, затем запустить часовой механизм и отойти на безопасное расстояние.
В 1776 году доброволец, сержант Э. Ли, подошел на этом аппарате к английскому фрегату «Игл», который блокировал порт Нью-Йорк, но не смог просверлить медные обшивки днища корабля.
Какую ошибку допустил Наполеон Бонапарт
Во время войны Франции с Англией американский художник-самоучка Роберт Фултон предложил правительству Франции построить субмарину.
Он утверждал, что субмарины смогут снять блокаду берегов английским флотом, которая нарушала торговлю Франции. Предложение было одобрено. В 1798 году на реке Сене была испытана модель. Полноразмерную субмарину Фултона назвали «Наутилус». Корпус подводного корабля был склепан из медных листов: длина его была 6,3 м, ширина — 2 м. Благодаря сигарообразной форме снижалось сопротивление движению в воде.
На носу лодки выступала рубка с иллюминаторами для осмотра поверхности моря. На ней сверху размещался входной люк. Балластные цистерны крепились снизу корпуса. Они наполнялись и опорожнялись ручными насосами.
«Наутилус» плыл под водой благодаря усилиям трех матросов, которые вращали гребной винт, расположенный за кормой. На поверхности моря матросы гребли веслами или поднимали складывающуюся мачту с парусом.
Для изменения глубины погружения Фултон впервые установил на ней горизонтальные рули наподобие рыбьих плавников. При движении вперед отклонение передней кромки руля вверх выводило субмарину на поверхность моря. Чтобы спуститься глубже, надо было отклонить переднюю кромку плавника-руля вниз. Дополнительно к рулям-плавникам на «Наутилусе» был гребной винт, закрепленный как у вертолета. Этим винтом пользовались для совершения вертикального маневра, когда субмарина стояла на месте. Она могла опускаться вниз или подниматься вверх.
Фултон предполагал, что будет возможно прикреплять к неприятельским кораблям мину с электрическим запалом, начиненную порохом. Он называл ее «Торпедо», так называется морской электрический скат, поражающий добычу электрическим разрядом.
В 1800 году «Наутилус» испытали в гавани Гавра. В результате 20-минутного плавания он подорвал старую баржу.
Однако первый консул Франции Наполеон Бонапарт, готовясь к войне на суше, потребовал дальнейших ассигнований на армию, и в результате эксперименты Фултона прекратились.
И хотя вряд ли субмарина Фултона могла бы предотвратить разгром объединенного флота Франции и Испании у мыса Трафальгар, который произошел 21 октября 1805 года, многие считают, что Наполеон допустил ошибку, прекратив испытания «Наутилуса». Ведь война еще длилась до 1815 года, а субмарины могли бы снять блокаду побережья Франции английским флотом.
Фултон уехал в Англию и предложил свое изобретение английскому правительству.
Англичане купили чертежи «Наутилуса» и положили их «под сукно». Адмирал Сент-Винсен даже заявил: «Не обращайте внимания на это предложение. Если мы воспользуемся им, иные страны сделают то же, и нашему превосходству на море будет нанесен величайший удар».
Вернувшись в США, Фултон построил один из первых колесных пароходов, который назвали «Клермонт», но субмаринами он больше не занимался.
Первая мировая
Осенью 1914 года английские броненосные крейсеры <Абукир>, <Кресси> и <Хог> несколько дней подряд несли дозор в Ла-Манше между устьем Темзы м голландским побережьем. И вот 22 сентября в 6 часов 30 минут сильнейший взрыв разворотил правый борт <Абукира>. На <Кресси> и <Хоге> решили, что он наткнулся на мину, и <Хог> подошел к тонущему собрату, чтобы подобрать людей. В этот момент прозвучали два новых взрыва, и <Хог>, окутавшись клубами пара и дыма, скрылся под водой быстрее, чем медленно тонущий <Абукир>. На <Кресси>, оставшемся на месте для спасения экипажей двух крейсеров, видели, как погиб <Хог>, как скрылся под водой <Абукир> и, вероятно, поэтому не заметили пенистых следов двух торпед, устремившихся к его борту. Прогрохотали еще два взрыва, и быстро перевернувшийся кверху килем <Кресси> лег на дно рядом с <Абукиром> и <Хогом>.
Так 22 сентября 1914 года подводная лодка «U-9» Императорского германского флота под командованием Отто Эдуарда Веддигена водоизмещением всего в 500 т и с экипажем всего в 28 человек в течение полутора часов потопила три британских крейсера: «Хог», «Абукир» и «Кресси» и 1459 человек.
Почти столько же, сколько погибло английских моряков в самом славном за всю историю британского флота сражении — в Трафальгарском. Так Англия кровью своих моряков расплатилась за пренебрежение своего адмиралтейства к подводной опасности. И британским адмиралам первой мировой войны пришлось принять на себя позор за близорукую позицию своих предшественников, которые больше ста лет осыпали насмешками дальновидных пионеров подводного плавания.