Среди всех арктических государств Дания последней сформировала свою заявку на определение границ в Арктике. Дания собирается доказать, что подводный хребет Ломоносова, проходящий как раз под Северным полюсом, является геологическим продолжением отнюдь не Сибири – как считает Россия, а Гренландии. Это лишит РФ 1,7 миллионов квадратных километров территории в Арктике.
В мае 2011 года Дания последней из пяти арктических государств – это ещё Норвегия, США, Канада и Россия – сформировала свою заявку на определение границ в Арктике. В июне она официально должна обнародовать её, а затем отправить в ООН. Организация Объединённых Наций в 2014 году обещает наконец-то поставить точку в многолетнем споре об определении границ арктических государств.
Сейчас же границы в этом регионе определены «на глаз». Так, Россия от Северного полюса провела воображаемые линии к крайним двум точкам своей территории – в районе Мурманска и Чукотки. Воды внутри такого «треугольника» объявлены российскими. Остальные 4 арктические страны не признают эти границы России.
Россия же сейчас надеется воспользоваться лазейкой в ооновской Конвенции по морскому праву, согласно которой страна может претендовать на исключительную экономическую зону протяженностью свыше положенных той же Конвенцией 200 миль, если будет доказано, что шельф от её берегов тянется дальше этого расстояния. Россия доказывает всем, что её шельф никак не хочет заканчиваться обрывом в океанские глубины и продолжается чуть ли не до Северного полюса. Однако здесь России приходится спорить с Данией, которая утверждает, что подводный хребет Ломоносова, проходящий как раз под полюсом, является геологическим продолжением отнюдь не Сибири, а Гренландии.
Доказать это России будет непросто – в силу того, что у страны практически не осталось научных кадров (в первую очередь геологов), которые могли бы работать в этом направлении.
О бедственном положении российской Арктики, превращённой колонизаторами и военными в гигантскую свалку известно давно.
Напомним, что Конвенция установила 12-мильную зону территориальных вод, на которую, как и на воздушное пространство над ней, на её дно и недра, распространяется полный суверенитет прибрежного государства, и 200-мильную исключительную экономическую зону, отсчитываемую от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод.
Дно морей и океанов и недра под ними, не находящиеся под чьей-либо юрисдикцией, объявляются общим наследием человечества, то есть все государства мира имеют равные права на разработку их природных ресурсов, и любое из них имеет право подать в ООН и иные специализированные международные организации заявку на разработку ресурсов морского шельфа. Решение о разработке принимается Международным органом по морскому дну.
Таким образом, с точки зрения современного международного права, линии, обозначающие боковые пределы полярных секторов, не признаются государственными границами. Если отказаться от секторального разделения Арктики, то Россия теряет суверенные права на 1,7 млн. кв. км своего арктического сектора.
По приказу сначала Путина, а потом Медведева российские учёные совместно с военными пытались взять грунт со дна под Северным полюсом. Что из этого вышло, описывалаправительственная «Российская газета»: «Доставка образцов грунта с глубины более 4200 метров представляет интерес для океанологов, биологов, но для определения геологической структуры дна осадочные породы не могут быть приняты бесспорно. В 2001 году Комиссия ООН не приняла во внимание образцы породы, доставленные с хребта Менделеева, заявив, что её могло принести течением с материка.
Как считает заместитель директора Института океанологии РАН Леопольд Лобковский, чтобы доказать, что хребет Ломоносова является продолжением Сибирской платформы, нужно иметь прежде всего данные о глубинном строении, причем на глубине 5-7 километров.
«Решающее доказательство – это вещество, – констатирует ученый. – Но вещество не с поверхности. С поверхности – это осадки. А кора – это под осадками, на глубине, там километры. Поэтому то, что взят грунт с поверхности осадков, не является доказательством того, что это континентальное происхождение».
Для определения кристаллической структуры дна, его глубинного строения необходимо выполнить буровые работы, чтобы по полученному керну сравнить полученные результаты с данными по Сибирской континентальной платформе и предъявить полный рельеф дна вместе с итогами сейсмических исследований.
К сожалению, выполнить ГРР на хребтах Ломоносова и Менделеева Россия не в состоянии по причине отсутствия в стране буровых судов ледового класса».
В прошлом году министр природопользования РФ Трутнев слёзно выпрашивал у кудринского Минфина 2 миллиарда рублей на продолжение геологических работ в Арктике. Кудрин вроде пообещал выделить деньги. Но по сравнению с затратами других арктических стран на исследования в этом регионе, российское финансирование работ – сущий мизер.
Так, Сенат США в 2007 году одобрил выделение средств на развитие программ по изучению Северного Ледовитого океана. Служба береговой охраны США, которой принадлежат три ледокола, получила на свои нужды 8,7 млрд. долларов. В том числе на эти деньги будут построены и два новых ледокола.
Канада намерена закупить для своего военно-морского флота 8 ледостойких патрульных судов для контроля над своим арктическим шельфом, на что готова выделить 7 млрд. долларов. В рамках программы «Канада – в первых рядах» эта северная страна намерена построить 3 военных ледокола повышенной проходимости. Несложно подсчитать, что у каждой из этих стран финансирование на исследование Арктики примерно в 100-120 раз больше, чем у России.
Блог Толкователя представляет фотографии с американской полярной станции Прудо Бэй, расположенной на северной оконечности Аляски. Там находится Лаборатория прикладной физики. На фото также хорошо видно, что в этих местах часть научных работ выполняют и подводные лодки США.
Между тем, в Арктике странам есть за что бороться. Кроме огромных запасов углеводородов (там их может быть около 30% от всех запасов планеты), Арктика, как предсказывают учёные, вскоре может стать новым цивилизационным полюсом Земли. В книге известного геолога, профессора Лоуренса Смита «Мир в 2050 году» Смит прогнозирует, что к 2050 году из-за глобального потепления среднегодовая температура в северных широтах вырастет на 7 градусов. Таким образом, в том же Мурманске среднегодовая температура станет 6,6 градусов (теплее, чем сейчас в Москве, где она +5,8 градуса), а в ямало-ненецком Салехарде +0,6 градуса (чуть теплее, чем сейчас в Мурманске). Северный Ледовитый океан вдоль берегов Евразии и Северной Америки очистится ото льда. Тундра постепенно превратится в тайгу. К 2050 году там образуется «Союз северных стран». В противовес остальному гибнущему миру, захваченному варварами с юга, в этом Союзе будет построено «государство всеобщего благоденствия».
Впрочем, если Россия по решению ООН потеряет бОльшую часть своей Арктики, то это благоденствие на севере состоится уже без неё.