Дмитрий Добров
Немецкая деловая Handelsblatt пишет о крайне негативных последствиях украинского конфликта на мировую торговлю. Международные транспортные агентства сообщают о резком снижении судоходного трафика в районе Черного и Азовского морей. Грузовые суда, которые не смогли достичь черноморских портов России и Украины, возвращаются в акваторию Средиземного моря. В результате уголь, цемент, пшеница и другие виды сырья так и не смогли быть доставлены заказчикам. В условиях развернувшихся боевых действий Мариуполь, Одесса и другие украинские порты оказались отрезаны от внешнего мира. Таким образом, отмечает Handelsblatt, перекрыт крайне важный для мировой экономики торговый маршрут, по которому на внешние рынки поставлялись нефть, сталь, пшеница и другие стратегические виды сырья. Цены на эти продукты резко взлетели с начала года: так, стоимость пшеницы выросла за февраль более чем на 25%, на нефть — на 17%. Аналитики агентства Bloomberg считают, что маршруты черноморских поставок неизбежно придется изменить, что приведет к дальнейшему росту транспортных расходов.
Международные гуманитарные организации уже сейчас бьют тревогу в связи с нехваткой продовольствия, прежде всего в странах Ближнего Востока. Представитель Продовольственной программы ООН Мартин Фрик заявил, что угроза голода нависла над большой группой развивающихся стран, в которых проживают 276 миллионов человек. Более половины продовольствия, которое гуманитарные структуры ООН направляют в кризисные регионы, поступало из Украины. Такие страны как Тунис и Египет почти полностью полагались на поставки пшеницы из России и Украины морским путем. Эксперты считают, что в этих странах в результате украинского конфликта начнется резкий рост цен на продовольствие, в первую очередь на хлеб. Чрезвычайно сильно зависит от поставок российской пшеницы (65% закупок) Турция. На фоне галопирующей инфляции в этой стране сложилась напряженная социально-экономическая ситуация. Чтобы избежать «хлебных бунтов» президент Эрдоган вынужден поддерживать хорошие отношения с Россией и лично с президентом Путиным.
Министры сельского хозяйства стран ЕС обсуждали на днях критическую ситуацию с продовольствием, сложившуюся в результате боевых действий на Украине. В коммюнике встречи отмечается, что «конфликт в черноморском регионе может вызвать дефицит продовольственных продуктов на мировых рынках». Нарушение транспортных маршрутов отразится также на поставках удобрений, нефтепродуктов и других товаров, связанных с сельским хозяйством. На Украину приходится 12% мирового экспорта зерна и 80% — подсолнечного масла, которое чрезвычайно востребовано не только в личном потреблении, но и в пищевой промышленности.
До сих пор, констатирует Handelsblatt, экономисты придавали мало значения черноморским торговым маршрутам, которые в свете нынешней ситуации оказались жизненно важными для Европы и Ближнего Востока. Через три терминала в России и Грузии ежедневно идут на экспорт свыше 1,8 млн тонн нефти-сырца, а также нефтепродукты, включая дизельное топливо. Через терминал в Новороссийске на внешние рынки поступает также казахстанская нефть.
Наблюдатели обращают внимание на перебои с поставками украинской стали, на которую приходилось около 10% стального импорта ЕС. Основной экспорт стали шел через Мариуполь, который теперь блокирован российскими войсками. В результате, в мире наблюдается резкий рост цен на сталь.
Всего на украинские и российские порты на Черном море до сих пор приходились четверть мировых поставок пшеницы, 20% кукурузы и очень большие объемы подсолнечного масла. Главные направления экспорта — Европа, Африка и Азия. В результате боевых действий на юге Украины в портах застряли 150 грузовых судов, на борту которых находится13,5 млн тонн зерна и 15 млн тонн кукурузы. Шансы на то, что им удастся достичь пунктов назначения, по мнению аналитиков чрезвычайно мало. По данным источников в транспортной отрасли, Индонезия, Тунис, Уругвай и Индия, а также ряд европейских стран уже рассматривают возможность закупать продовольствие в других регионах мира. Это несомненно отразится на стоимости зерна и кукурузы.
Особо остро стоит проблема страхования судов и грузов в черноморском регионе, которое стало гораздо дороже. По мнению экспертов, страхование больше никогда не станет дешевым, даже если бои на юге Украины прекратятся. По данным агентства Рейтер, международные страховые компании уже значительно повысили расценки для торговых судов, ссылаясь на «риски» в черноморском регионе. Не исключен даже полный отказ от страховых премий.
Согласно израильской Times of Israel, бои на юге Украины, а также наложенные на Россию беспрецедентные санкции вызвали подлинное «землетрясение» на мировом рынке морских перевозок и международной торговли в целом. Были нарушены транспортные маршруты, остановлено или сильно изменено движение грузовых судов, что привело к значительному удорожанию морских перевозок. Израильское аналитическое агентство Windward, специализирующееся на спутниковом мониторинге мирового судоходства, отмечает резкое сокращение морского трафика в Босфоре и изменение маршрутов, которые были вынужденно перенаправлены на Румынию, Болгарию и Турцию. Кроме того, в результате санкций значительно пострадала мировая система финансирования торговых операций, которая обычно осуществлялась методом прямых платежей или через кредитные линии.
На Россию приходится 40% потребляемого в Европе природного газа и 25% нефти. Однако теперь многие трейдеры боятся покупать российскую нефть, опасаясь, что и на нее будут наложены санкции. По данным Winward, около 30 млн баррелей российской нефти сейчас находятся в «подвешенном» состоянии, ожидая разгрузки в различных портах. Многие европейские нефтеперерабатывающие заводы отказываются принимать нефть, опасаясь американских санкций. Под санкции США попала и крупнейшая российская судоходная компания «Совкомфлот», специализирующаяся на перевозках нефти, нефтепродуктов и СПГ. Авторы статьи приходят к выводу, что масштаб санкций носит беспрецедентный характер и наносит колоссальный ущерб мировой экономике и торговле.