- Фермеры сопротивляются
- Битва за Брюссель только начинается
Привилегированный доступ Украины к рынку ЕС скоро истекает, и Киев просит продлить льготный режим для сельхозтоваров, пишет Politico. Но Брюссель колеблется: в ряде стран боятся, что неограниченный импорт украинской продукции подорвет позиции местных фермеров.
Бартош Бжезиньский (Bartosz Brzeziński)
Брюссель — В понедельник, когда президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и лидеры Европейского союза прибудут в Киев в ознаменование третьей годовщины российской спецоперации, Украина потребует ответов — в том числе насчет военной помощи и политической поддержки. Однако важнейшим экономическим вопросом остается торговля.
Украина рискует потерять привилегированный доступ к рынку ЕС в июне этого года и отчаянно добивается продления льготного беспошлинного режима, который помог ее экономике удержаться на плаву в ходе конфликта. Но пока Киев требует ясности, европейские лидеры тянут время, разрываясь между обещаниями о бессрочной солидарности, изменением позиции президента США Дональда Трампа и умиротворением недовольства собственных фермеров.
Возвращение Трампа в Белый дом ошеломило Киев. В свой первый месяц в должности он дал понять, что поддержка США больше не гарантирована, проигнорировал звонки фон дер Ляйен и предложил Киеву уступить территорию России, чтобы положить конец боевым действиям. Его последние заявления — ложное обвинение в адрес Украины в “развязывании” конфликта и клеветнический ярлык “диктатора” для президента Владимира Зеленского — еще больше разожгли опасения, что Вашингтон откажется от своей поддержки.
«
Если Вашингтон навяжет мир на условиях Москвы, Европа нам понадобится как никогда прежде», — признался изданию Politico один украинский чиновник, пожелавший остаться анонимным, как и другие наши собеседники для этой статьи, из-за деликатности вопроса.
Фермеры сопротивляются
ЕС отменил пошлины (приняв пакет так называемых “автономных торговых мер”) в 2022 году, бросив украинской экономике спасательный круг. Однако с тех пор демонстрация солидарности превратилась в очаг напряженности: Польша и Франция потребовали в 2024 году ограничить беспошлинный импорт и возглавили усилия по введению протекционистских мер на семь “чувствительных” сельскохозяйственных товаров, включая сахар и птицу.
Теперь, когда таможенные льготы истекают 5 июня, а лидеры ЕС обещают обновить условия торгового соглашения 2016 года, европейские фермеры утверждают, что принятых защитных мер недостаточно. например, украинский сахар все равно остается настолько дешевым, что даже после вступления в силу всех пошлин и квот, европейским фирмам по-прежнему выгодно его импортировать. Лоббисты во Франции, Германии и Польше сетуют, что их фермеры не смогут конкурировать на равных, если Брюссель не вмешается более решительно.
Масла в огонь подливает то, что сельскохозяйственный сектор Украины восстановился быстрее, чем ожидалось. Несмотря на оккупацию сельскохозяйственных угодий противником и то обстоятельство, что Украина остается самой заминированной страной в мире, ее фермеры восстановили бóльшую часть производственных мощностей, вернули себе черноморские экспортные маршруты и адаптировались к условиям военного времени, нарастив производство и разнообразив экспорт.
И если торговые переговоры по промышленному экспорту прошли довольно гладко, то вокруг сельскохозяйственной продукции, на которую приходится более половины совокупного экспорта Украины, продолжают кипеть споры. Возрождение украинского сельского хозяйства, когда-то считавшееся козырем, теперь стало обузой в торговых переговорах: в некоторых странах ЕС воцарился страх, что неограниченный импорт с Украины подорвет позиции местных производителей.
Украинские чиновники отвергают обвинения в нарушении рыночной конкуренции. Они утверждают, что их сельскохозяйственный экспорт дополняет европейское Производство, а не угрожает ему, и винят в торговой напряженности политические хитрости, а не рыночные перекосы.
“Мы доказали, что все еще можем поставлять продукцию, — сказал один украинский сельскохозяйственный лоббист. — И именно поэтому европейцы занервничали. Они боятся, что мы заполоним их Рынок”.
Битва за Брюссель только начинается
По прибытии в Киев фон дер Ляйен столкнется с новыми требованиями прояснить будущее торговли Украины. Но даже если она озвучит то или иное предложение, настоящая битва еще впереди — предстоит как-то найти баланс между требованиями фермеров и общей политической стабильностью в ЕС.
И главное место в этой дилемме отводится Польше. Хотя премьер-министр Дональд Туск и победил националистическую партию “Право и справедливость” более года назад, его проукраинская позиция смягчается все теми же протестами фермеров. В мае предстоят президентские выборы, и, дабы не оттолкнуть от себя сельских избирателей, центристское правительство Туска готово заблокировать Украине более широкие торговые перспективы.
“Украине не будет места в ЕС, если она не приведет свои сельскохозяйственные нормы в соответствие с нашими, — заявил высокопоставленный польский чиновник, озвучив тревогу насчет поблажек Киева в использовании пестицидов, несмотря на прогресс к членству в ЕС. — Либерализовать торговлю прямо сейчас мы не сможем — в этом нет никаких сомнений”.
Даже при том, что фон дер Ляйен, как ожидается, подтвердит поддержку экономической устойчивости Украины со стороны ЕС, представители торговли и сельского хозяйства в Киеве опасаются, что их водят за нос.
“На данный момент мы слышим весьма неоднозначную трактовку будущих торговых отношений со стороны Европейской комиссии и ЕС”, — заявил министр сельского хозяйства Виталий Коваль, добавив, что эта неопределенность убеждает Киев не зацикливаться на Европе и присматриваться к таким рынкам, как Африка и Ближний Восток.
Однако данный сдвиг не пройдет бесследно: Коваль признал, что ЕС остается самым ценным торговым партнером Украины из-за высоких цен и отлаженной логистики.
Для должностных лиц ЕС торговый вопрос становится еще актуальнее из-за позиции Трампа. Если Украина лишится и поддержки США, и привилегированных торговых условий с ЕС, она рискует оказаться в опасной изоляции, а ее Экономика по-прежнему сильно зависит от западной помощи.
“ЕС должен очнуться, — сказал один украинский чиновник. — Если мы лишимся поддержки США, а Европа уступит своим фермерам, мы останемся одни. А Россия будет за этим наблюдать”.