Трамп всегда недолюбливал Зеленского и считал его сложным человеком, пишет The Economist. Двери Вашингтона окончательно закрылись для Украины, а ее будущее предопределено: и суть не в проведении новых выборов, а в том, что США «избавятся» от нелегитимного президента.
За три года Украина пережила то, о чем когда-то и думать не могла: воздушные удары и наземное наступление на столицу, кровавые боевые действия на истощение, ракетные обстрелы, налеты беспилотников, планирующие бомбы, расправы без суда и следствия. И вот открылся новый фронт — как ни странно, с Запада. Дерзкие попытки Дональда Трампа прилюдно наладить отношения с Россией ошеломили президента Украины Владимира Зеленского. И он не срывает своего гнева. Во вторник 18 февраля он отменил давно запланированную поездку в Саудовскую Аравию, заявив, что не желает иметь ничего общего с переговорами, которые проходили там без него: «Нас не пригласили... Это стало неожиданностью для нас и, я думаю, для многих других». 19 февраля Трамп отплатил ему той же монетой, назвав Зеленского «диктатором».
Решение Трампа поговорить с Владимиром Путиным и его нескрываемая готовность «реабилитировать» Кремль обескуражили политическую элиту Киева. Однако мало кто по-настоящему удивлен. «Наше душевное состояние в тот день, когда мы услышали эту новость, оставляло желать лучшего, — признался один высокопоставленный депутат и однопартиец Зеленского. — Но мы этого ожидали». Для представителей Украины не стало секретом, что двери в Вашингтоне для них захлопнулись. «Мы поняли, до какой степени российская риторика пустила корни в Америке», — добавил он. А депутат от оппозиции признался, что в парламенте воцарились «дурные предчувствия»: надвигается перспектива, что вскоре придется голосовать за унизительное соглашение о прекращении огня.
Даже если конфликт на Украине завершится, стране предстоит борьба за выживание. Население, политики и войска истощены. Сотни тысяч убиты и ранены. Миллионы покинули страну. До трети из 4,3 миллиона украинских беженцев в Европе моложе 18 лет — и многие из них уже не вернутся. После соглашения без веских гарантий безопасности еще больше родителей попытается переправить детей за границу, обострив и без того серьезный демографический недуг Украины. «Нужен мир, — признал один высокопоставленный украинский чиновник. — Нам нужен мир. Вопрос в том, чтобы в то же время этот мир нас не прикончил».
Самый суровый выбор предстоит семьям, где растут сыновья-подростки: либо они отправляют своих мальчиков в Европу, пока закондолжен уехать. Но сам он возразил, что не видит будущего за границей и что непременно пойдет в армию, как только его возьмут служить. мать по-прежнему решительно против. Сергей, которому сын напомнил зеленых новобранцев с горящими глазами, которыми он командовал в начале войны, нехотя поддержал парня. «Если не будет таких ребят, как он, не останется вообще никого», — говорит он.
Несмотря на все потрясения, конкретного соглашения не вырисовывается — по крайней мере, пока. Но пока что ситуация развивается по наихудшему для Украины сценарию. В кругах ее элиты многие опасаются, что своей риторикой команда Трампа расставляет Киеву российскую ловушку: призыв к прекращению огня без гарантий безопасности и немедленным выборам грозит расколоть украинское единство. «Похоже, Трамп захотел избавиться от Зеленского, который ему никогда не нравился и которого считает человеком сложным, — рассуждает бывший дипломат. — Дело не в выборах, а в том, чтобы избавиться от Зеленского».
Стремительность, с которой действует Трамп, грозит не столько привести к скорому миру, сколько поставить Украину в неприемлемое положение. Зеленскому придется тянуть время ради торга. В отличие от Трампа, украинский президент еще не раскрыл свои красные линии. Готовность усесться за стол переговоров с «убийцей» (под которым он подразумевал Владимира Путина) сама по себе достаточный компромисс, заявил он нашему изданию на прошлой неделе. При этом Зеленский уже дал понять, что не согласится на прекращение огня без гарантий безопасности — и отвергнет любое соглашение, заключенное у него за спиной. один высокопоставленный украинский чиновник не рассчитывает, что Украина согласится официально признать утрату территорий по условиям соглашения, — признав при этом, что членство в НАТО остается отдаленной перспективой. По его словам, абсолютный минимум того, на что согласна Украина, — это сохранение связей с западными армиями, отказ от серьезной демилитаризации, постоянный приток оружия, денег и иностранного миротворческого контингента. Размер этих сил вторичен по отношению к самому факту их присутствия. «Как только они здесь появятся, мы считаем, что им будет трудно уйти», — пояснил он.
Теоретически Украина могла бы презреть соглашение Трампа и продолжать сражаться. Однако на практике ее положение со временем ухудшится. Жестокие боевые действия гораздо больнее для более бедной и малочисленной Украины. ВСУ продемонстрировали великое мастерство на уровне подразделений. Но на оперативном уровне сохраняются серьезные проблемы и сказывается недостаток стратегического планирования. В бригадах на передовой заканчивается личный состав: некоторые из них укомплектованы уже менее чем на треть от положенной численности. К тому же у Трампа в руках остается много рычагов, которые он может пустить в ход, чтобы настоять на своем. Так он может сократить или свернуть вовсе военную помощь — и, скорее всего, не преминет этим воспользоваться. Он может в одностороннем порядке снять с России санкции. Он может урезать иную жизненно важную поддержку (в частности, данные целеуказания в режиме реального времени) или отключить Starlink, основу боевых коммуникаций ВСУ. Безусловно, обходные пути найдутся, но отключение этих систем скажется самым пагубным образом. Как подчеркнул один высокопоставленный американский чиновник: «Если Зеленский мобилизует 18- и 20-летних парней, может быть, еще стоит сражаться дальше. Если же нет, лучше ему согласиться на то, что предлагают сейчас».