Бывшие и действующие американские летчики рассказали о проблемах, которые приводят к катастрофам в военной авиации, пишет Forbes. Главная из них – недостаточный опыт экипажей, пилоты часто не могут справиться даже с не самыми сложными ситуациями.
Джереми Богайски (Jeremy Bogaisky)
Вертолет Black Hawk, которым управлял Джо, заходил на посадку после выполнения учебного упражнения, когда все пошло не так. Основной винт месил густое облако, закрывшее небо и землю, видимость была хуже некуда. Затем отказал рулевой винт. Пилот Джо вспоминает, что когда вертолет начал вращаться, у него появилось странное чувство спокойствия: «Я не думал, что мы умрем. Я знал, что мы уже мертвы».
Он застыл в тошнотворном оцепенении, а потом товарищи по экипажу привели его в чувство своими криками. «Я посмотрел вниз, пошевелил пальцами рук и ног, и подумал: так, у нас чертовски много работы», — рассказал Джо.
Чувство облегчения, возникшее от того, что он выжил, уступило место разочарованию, потому что командование его части Национальной гвардии постаралось побыстрее забыть эту катастрофу. Оно без лишних раздумий утвердило результаты внешнего расследования и для галочки потребовало провести разовое формальное учение по исправлению ошибок. Джо заявил, что никакого интереса к изменениям в работе по планированию и выполнению летных заданий начальство не проявило. Это вызывает особую тревогу с учетом того, что аварий с участием армейских вертолетов в последние годы становится все больше. (Имя летчика Forbes изменил, так как он опасается преследований.) Через какое-то время Джо подал рапорт об увольнении. За следующие два года из его подразделения, в котором было 50 человек, ушло несколько десятков военнослужащих. По словам Джо и его бывших сослуживцев, причиной стали соображения безопасности.
На прошлой неделе произошла новая трагедия, когда армейский Black Hawk столкнулся в небе над Вашингтоном с пассажирским самолетом, в результате чего погибли 67 человек. Джо в разговоре с репортером Forbes выразил надежду, что это станет поводом для серьезного разговора о безопасности, чего сейчас нет. Об этом же говорят и другие ветераны армейской авиации.
«
У армии проблемы с полетами, — сказал он. — Теперь, когда армия начала убивать гражданских и сталкиваться в небе с авиалайнерами, им придется прислушаться».
В 2024 финансовом году в сухопутных войсках было 15 летных происшествий, унесших жизни 11 человек. Их отнесли к авариям класса А, это самые серьезные аварии. И это был максимум за последнее десятилетие. Годом ранее летных происшествий класса А было девять, а жертв 14. Это были самые большие потери с 2010 года. Армейские следователи установили, что за последние пять лет ошибка человека была главным фактором в 82% летных происшествий класса А.
До момента публикации этой статьи командование сухопутных войск никак не отреагировало на вопросы редакции Forbes. Но оно признает, что одной из причин увеличения числа летных происшествий является неопытность экипажей. После вывода американских военных из Афганистана и резкого сокращения контингента в Ираке опытные летчики стали уходить в больших количествах. Армия в ответ начала совершенствовать процесс обучения. «Нам пришлось вернуться к основам и посмотреть, как мы работаем с рычагами и штурвалом», — рассказал в сентябре на конференции директор армейской авиации бригадный генерал Мэтт Брамэн. Тот вертолет, что врезался на прошлой неделе в региональный лайнер «Американских авиалиний», выполнял ночной учебный полет.