- Вариант камикадзе?
- Стартапы и полевые испытания
страны НАТО собрались противостоять России в Арктике, пишет Reuters. И тут начались проблемы: оказывается, на Западе нет беспилотников, работающих в холодном климате. «Нам всем приходится догонять Россию», — жалуется норвежский командующий.
Копенгаген. В 2023 году владелец гренландского стартапа Arctic Unmanned Мадс Петерсен во время испытаний небольшого беспилотника при температуре –43 °C сидел в машине, чтобы согреться. На таком холоде беспилотник вскоре разрядился. «Батарея продержалась всего три минуты», — сказал Петерсен.
Правительства стран Крайнего Севера стремятся преодолеть подобные трудности, поскольку регион всё чаще оказывается в центре геополитического внимания.
Россия и Китай активизировали военную деятельность в Арктике, а страны НАТО, расположенные в регионе, сообщают об участившихся случаях саботажа на линиях энергоснабжения и связи. Президент Дональд Трамп недавно возобновил претензии США на Гренландию.
Конфликт на Украине тем временем показал, что беспилотные летательные аппараты могут обеспечить выполнение критически важных разведывательных и ударных задач на поле боя.
Соединенные Штаты считают Арктику важнейшим местом для территориальной обороны и системы раннего предупреждения о ядерных атаках. В июльском стратегическом документе они заявили, что сосредоточатся на беспилотных технологиях, чтобы противостоять китайско-российскому сотрудничеству в этой области. В июле российские и китайские самолеты-бомбардировщики совершили совместный полет у побережья Аляски, а в октябре корабли береговой охраны вместе прошли через Берингов пролив.
Однако беспилотники — будь то мультикоптеры или дроны самолетного типа — уязвимы. Только самые большие и дальнобойные модели обладают достаточной мощностью для установки на них противообледенительных систем, как на самолетах. Холод, туман, дождь или снег могут привести к сбою в работе или крушению беспилотника.
В условиях увеличения военных расходов агентство Reuters провело опрос среди 14 компаний и шести министерств обороны и вооруженных сил стран Северной Европы и Америки. Результаты показали, что в задачи промышленности входит покупка или разработка беспилотников, способных противостоять обледенению, а среди стран НАТО растет потребность в их приобретении.
«
Нам всем приходится догонять Украину и Россию», — заявил глава норвежской армии генерал-майор Ларс Лервик.
В открытом доступе нет общих данных о военном беспилотном флоте государств, но Лервик говорит, что благодаря конфликту Украина и Россия приобрели ценный опыт использования беспилотных технологий, которого не хватает странам НАТО.
По словам эксперта по беспилотникам из Корнельского университета и советника по вопросам политики ООН и НАТО Джеймса Паттона Роджерса, Россия начала наращивать флот беспилотников в Арктике в 2014 году. Благодаря этому она заняла лидирующую позицию в гонке за контроль над Северным морским путем — проходом между Европой и Азией вдоль северного побережья России.
Российская компания Zala Aero, входящая в Концерн «Калашников», уже предлагает беспилотники, предназначенные для экстремальных арктических условий. Россия также заявила, что ее боевой беспилотник дальнего радиуса действия С-70 «Охотник» может работать при температуре –12 °C и будет применяться в Арктике.
«
Уже совсем скоро у России будут не только невооруженные беспилотные системы наблюдения вдоль Северного морского пути, но и потенциально вооруженные системы, которые будут постоянно патрулировать эти районы», — сказал Роджерс.
Он отметил, что НАТО не спешит разрабатывать согласованный ответ. Альянс заявил, что усилил свое присутствие в Арктике и создал новое командование для обеспечения свободы и безопасности атлантических линий. страны НАТО осуществляют инвестиции в новые воздушные и морские боевые возможности.
Администрация Трампа не ответила на просьбу дать комментарий по этому поводу, но в электронном письме сообщила, что США продолжат уделять приоритетное внимание безопасности в Западном полушарии и своему присутствию в Арктике.
США уже вложили значительные средства в беспилотники дальнего радиуса действия для наблюдения и сбора информации в режиме реального времени в Арктике — обширном регионе, где ограничено покрытие радаров и спутников. Для наблюдения эти аппараты могут летать на небольшой высоте, но в этом случае они подвергаются такому же риску обледенения, как и модели меньшего размера.
По мнению пилотов и экспертов, риск для беспилотников наиболее высок при температурах по обе стороны от нуля: от +8 до –10 °C. Тонкий слой льда образуется на пропеллерах и крыльях и нарушает аэродинамику.